28.05.2016
Но с ответственностью связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но и проникать друг друга в единстве вины и ответственности».
И еще один аспект. Научное искусствоведение давно отказалось от попыток искать в биографии, характере и образе жизни художника главные ключи к объяснению его творчества. Как бы ни были важны эти моменты для понимания творчества художника, сущности последнего они объяснить не могут. Они не могут быть ни непогрешимым комментарием к сделанному художником, ни тем: более ключом к объяснению его идей и взглядов. Но вместе с тем, при всей бесплодности выводить сущность творчества из образа жизни художника, его металлочерепица - вещь далеко не бесполезная для истории искусства. Это все же жизнь автора определенных произведений, и она помогает лучше понять отдельные аспекты его творчества, не все, но что-то иногда очень важное. Смерть Рылеева, предсказавшего свою гибель за свободу отчизны, немаловажный штрих к объяснению его творчества, точно так же, как и отречение Гоголя от своего творчества. Незнание биографии многих художников древности, оставивших шедевры, - потеря очень досадная.
Социалистическая действительность в силу своей природы, объективной логики свойственных ей закономерностей «возлагает» на художника обязанность соотносить свои общественные действия с теми идеалами, которые он отстаивает в творчестве. А возможность слить свое творчество с творчеством всего общества помогает ему избрать правильную идейную позицию.
|