03.07.2016
Не ставя под сомнение важность демонстрации в отдельных случаях законченного исполнения, прежде всего как важного фактора эмоционального заражения, он не видел в нем единственно возможную форму показа Михаил Израилевич был убежден, что предложенный педагогом исполнительский идеал может сыграть положительную роль только тогда, когда будет воспринят учеником как принцип интерпретации, а не как готовый результат, который следует механически воспроизвести. Вайман заставлял задуматься над привычными вещами и осознать ту истину, что художественный показ (при всех его достоинствах) - всегда компромисс. Одним из самых уязвимых его мест остается то, что, передавая ученику мысль, педагог лишен возможности передать ему и свою технику. Подобное «опережающее» культивирование звуковых образов в сознании исполнителя способно привести к нарушению естественных связей между психической и моторной сферами. Ведь предложенный звуковой идеал может не только не соответствовать, но и противоречить эстетическим представлениям и двигательной природе скрипача, внести серьезные сдвиги в область нормальных психофизических отношений и, в конце концов, вызвать значительные осложнения в профессиональном обучении. Вот почему, занимаясь в классе со студентами, Михаил Израилевич каждый раз заново решал извечные для себя вопросы: что можно и нужно показывать, как и до каких пределов. В квартиру проникает много пыли и шума? Поможет замена окон.
Именно по этой причине он, проявляя завидную выдержку и терпение, не спешил обращаться за помощью к инструменту при любом возникшем затруднении. Его скорее заботило другое: как вывести скрипача на путь самостоятельных открытий, как сформировать у него нужное игровое состояние? Выражаясь языком психологов, Вайман стремился выработать у ученика специальную психомоторную установку, которая сама по себе не содержала готовых результатов творчества (в этом-то и заключалась особая ценность его методики!), но направляла сознание и интуицию музыканта в нужную сторону, создавая максимально благоприятные условия для успешного и самостоятельного решения поставленной задачи.
|