13.11.2016
Страсть твоя прорвалась наружу - будешь осужден моралью ханжей. Такой читатель Мопассана воспринимает как похабщину, а между тем речь идет о классике мировой литературы. И когда мещанин берет под сомнение Бернса, чистейшего из чистейших, то ему очень трудно доказать, что он неправ: главное для мещанина - не пиши об этом, не делай из любви общественной морали. А вот Ленин считал вопрос о любви очень важным, он считал любовь важнейшей областью человеческой жизни, областью свободы совести, где общественное концентрируется и выражается через частное, личное.
Вам пора влезать в жизнь и в вопросы искусства поглубже, пора разбираться. Прекрасное в жизни и в искусстве имеет бесчисленное количество граней, прекрасное опирается на природу, в которую входят и отношения любви, тоже опирающиеся на природу. Что такое любовь в нашем понимании? Это прежде всего - истинность чувства, отсутствие всякой расчетливости. И осторожность чувства, чтобы она была трезвой, любовь, ибо пьяные люди лгут спьяна. Любовь была и останется предметом искусства. Литература всех времен и всех народов обращалась к теме любви, и вместе с ней в искусство неизбежно входила откровенность. Вот эта же, повторяю, сильная, чистая откровенность составляет силу произведений Луговского. Не можете жить без выпивки? Поможет лечение алкоголизма.
В той сцене, которую показал нам Швырев, откровенность в пафосе познания себя и жизни, в пафосе мечты о будущем. Если стать на точку зрения Филиппова и вместо того, чтобы ставить эту сцену, «заниматься делом», как он сказал,- «вопросами молока и мяса», то мы придем вместо коммунистической идеи к идее прагматизма, то есть философии комфорта, на чем, кстати, построен весь американский образ жизни. Филиппов хватил здесь через край: отбрасывать от коммунистической морали мечту никак нельзя. Я помню то время, я помню эти споры и разговоры. Да, так схватывались вокруг генеральных вопросов жизни - ведь речь идет о естественном расцвете личности вместе с поднявшимся к жизни новым обществом. Не зря Луговской перенес действие в музей и столкнул в споре с комиссаром людей искусства - художника и философа-историка: подъем духовного богатства складывается из того, насколько человек способен понять мировую культуру, без чего все разговоры о формировании нового человека останутся, по выражению Ленина, пустой фразой.
|