21.02.2017
В отличие от них, немецкий режиссер обратился к опыту старинных форм театра: античного, средневекового, шекспировского, мольеровского, и возрождение принципа «окружающей среды» у него было проявлением своеобразно понятого традиционализма, в известном смысле сопоставимого с мейерхольдовским, но только воплощаемого не в обычном театральном пространстве со сценой-коробкой, а в помещениях цирка, концертного зала, на кафедральной площади, в залах барочных дворцов, в садах и парках.
Уже в «Царе Эдипе» Софокла, показанном в 1910 году в берлинском цирке Шуманна, Рейнхардт и художник А. Роллер поместили актеров и зрителей в единую общую «окружающую среду», использовав исходную пространственную форму цирка: площадка арены, охваченная с трех сторон публикой. Эта форма интерпретировалась как характерная не только для древнегреческого театра, но и для еще более ранних, предшествующих ему ритуальных действ. Цирковая арена могла восприниматься в качестве и античной орхестры, и некоей площади перед дворцом Эдипа. Таким образом, режиссер и художник моделировали ситуацию, аналогичную реально возможной для данного «коммеративного действия» и, вовлекая зрителей внутрь этой ситуации, делали их как бы ее соучастниками. Возможно вам понадобится скупка картриджей.
Спустя год Рейнхардт в содружестве уже с художником Э. Штерном превратил лондонский Олимпик холл в пространство готического кафедрального собора со стрельчатыми арками витражных окон. Здесь, в этой (опять же общей и для зрителей, и для актеров) «окружающей среде», разворачивалось действо спектакля «Миракль» К. Фольмеллера, которое происходило между трибунами зрительских мест в разных частях открытой площадки зала и было оформлено необходимыми декорационными фрагментами (лесная поляна, столы пирующих, спальня, суд инквизиции и т.д.), подаваемыми поочередно.
|