27.03.2017
Предмет, играющий, как мы увидим, весьма существенную роль в искусстве и особенно в театральном, с трудом поддается точной формулировке. Может быть, это и к лучшему. В искусстве точные формулировки часто становятся штампами. Что же касается недоговоренности, то она человеку с фантазией дает большие возможности для собственных умозаключений, ценность которых в том, что сам процесс размышления и поиска часто бывает несравненно полезнее конечного результата. Во всяком случае, в этой книге не следует искать ни правил, ни рецептов. Никто еще не выдумал тех правил, которые могли бы обеспечить создание совершенного произведения. Разумеется, необходимо хорошо знать правила грамматики, чтобы писать правильно и без ошибок. Но этого оказывается до чрезвычайности мало, чтобы получилось хоть сколько-нибудь значительное литературное произведение. Самый замечательный лингвист может оказаться самым посредственным литератором.
Элемент грамматический в искусстве очень часто является в то же время и элементом поэтическим порою этот существенный момент упускают из виду. Подчас мы так бываем привержены «букве» нашего искусства, что совершенно игнорируем «дух» его. Делаете ремонт? Вам понадобится и стяжка пола.
Когда-то Монтескье написал книгу «О духе законов», и этим словом о «духе» законов сказал о них несравненно больше, чем сотни трактатов, посвященных их букве. Своей великой книгой он оказал огромное влияние на все блистательное философское восемнадцатое столетие. Нужно было «букве», мертвым параграфам и уставам, предпочесть «дух» смысл, суть, нравственное содержание, чтобы сделать свое имя бессмертным, навсегда связанным с эпохой Просвещения. К своему предмету остроумный мыслитель подошел в определенной степени и как художник, а не только как строгий ученый и узкий специалист. «И я тоже художник!» восклицает он в предисловии.
|