22.03.2019
Художественная ясность и композиционная стройность при умении кратко и энергично выразить мысль в доступной и легко запоминающейся форме характерны и для 23 круглых барельефов с теми же типами солдат и военачальников, с вариациями уже знакомых фигур. И в этих барельефах нет пышной риторики апофеоза победителей или нарочитого подчеркивания жестокостей войны — все определяется естественными и вместе с тем благородными человеческими чувствами и переживаниями. В круглых барельефах резче, чем в барельефах пьедестала и стержня Триумфального столпа сказывается воздействие народного творчества, народных вкусов и традиций, приближающих эти барельефы к лубку с его стремлением выразить многое, порою неловко и грубовато, но с большой жизненной силой и правдивостью. В показе целого усиливается тенденция к ландкартной панорамности при отказе от правильного перспективного построения пространства. Широко используются типичные для народной гравюры приемы обратной перспективы.
Первые наброски, эскизы и модели батальных сцен Триумфального столпа исходили от Каравака, Растрелли, Пино, Зингера и других иностранных мастеров. К числу подобного рода образцов относятся также рисунок колонны, украшенной барельефами, и 4 гравюры по рисункам П. Мартэна-младшего, заказанные Петром I. Однако эти первоначальные проекты, источники и образцы были в дальнейшем подвергнуты творческой переработке, подчас весьма существенной. На основе разнообразного и пестрого материала из начальных оригиналов создавались подлинно русские произведения, органически объединенные и по содержанию, и по форме единством основного замысла монументального памятника. Нужна медкнижка для тродоустройства? Закажите необходимый документ в Мед-центр Гарант и он будет готов в кратчайший срок.
Чистотой и просветленностью содержания барельефы Триумфального столпа резко отличаются и от протооригиналов, и от бесстрастных баталий в современной им живописи и гравюре. В барельефах не изображаются сцены сражений ради них самих, не показывается грубое торжество победителя или герой, попирающий поверженных врагов. В них с гордостью повествуется об одном из важнейших периодов русской истории; слитые в единую летопись отдельные эпизоды создают правдивый памятник героическим подвигам русского народа.
|