22.09.2019
В 1631 году Веласкес вернулся в Испанию ко двору Филиппа IV. Свобода, путешествия, новые места и впечатления, желанное изучение любимых мастеров окончились. На родине он был не только живописцем короля, но и его придворным. Уже в 1627 году получил он должность «хранителя королевской двери», и эти придворные должности в течение всей его жизни следовали одна за другой. Они отнимали время от живописи, растрачивали его силы на мелочи. Но талант художника все же рос и совершенствовался. 30-е и 40-е годы были временем становления и расцвета его искусства.
В 1634 году Веласкес получил заказ на историческую картину «Сдача Бреды» (Мадрид, Прадо), предназначенную для дворца в Буэн Ретиро, где уже были собраны картины различных мастеров, прославлявшие победы испанского оружия. Обычно в подобные произведения вводились традиционные аллегорические персонажи — гении, венчающие победителей, или греческие боги, приветствующие их. Веласкес показал только то, что было на самом деле в 1625 году, — встречу двух полководцев: испанского — Амброджио Спинола и фламандского — Мартина Нассау. Он выбрал момент, когда побежденный Нассау передает победителю ключ от города.
Любите азартные игры? Читайте самые свежие новости покера здесь.
Очень тонко сумел Веласкес охарактеризовать чувства и поведение двух людей, находящихся в столь различном положении. Нассау взволнован, но не унижен перед победителем. Спинола не протягивает руку к ключу, а кладет ее на плечо побежденного, как бы ободряя его, признавая его мужество. За полководцами стоят войска. Порядок царит в рядах испанцев, гордо подняты их копья; в стане фламандцев—растерянность. Но и здесь даны яркие, привлекающие своей выразительностью и глубокой человечностью образы. Таков юноша-солдат в зеленом мундире с внимательными, опечаленными глазами. В картине полностью исчезли остатки караваджи- стских приемов. Нет ни резких теней, ни темных подмалевков. Все наполнено сияющим светом. Пространство дальних планов — обширной равнины с рекой, лесами и цепью голубоватых гор — пронизано воздухом. Золотистые, зеленые, голубые, коричневые одежды, блестящий розовый шарф Спинолы, его темный доспех с золотистыми полосками, белое испанское знамя с голубыми квадратами составляют тонкую красочную гамму в строго продуманной композиции, центром которой являются оба полководца (илл. 82—84).
|