Комплексное решение проблемы изучения, освоения,
рационального использования и возобновления биологических ресурсов
Азово-Черноморского бассейна является одним из важнейших аспектов морской
политики России в Южном регионе. Проведение ФГУП «АзНИИРХ» регулярного и
систематического мониторинга состояния экосистемы бассейна, определение запасов
и научно-обоснованных объемов ОДУ промысловых объектов, разработка рекомендаций
по их рациональному использованию, сохранению и восстановлению, являются
необходимой базой для реализации краткосрочных и долгопериодных задач
рыбохозяйственной деятельности на бассейне.
В настоящее время большинство рыб морского комплекса
не востребованы промышленностью в связи с низкой рентабельностью их добычи.
Улучшить экономическую привлекательность морских биологических ресурсов может
комплекс мер, направленных на модернизацию и увеличение мощности рыбоконсервных
предприятий, разработку новых технологий переработки сырья, снижение издержек
на преодоление бюрократических процедур функционирования флота и сдачи рыбы,
внедрение новых технологий хранения сырья и др.
Развитие российского рыболовства в Черном море
возможно в двух направлениях. Добычу массовых морских рыб (азовская хамса,
шпрот, мерланг, ставрида) сдерживают недостаточное количество и оснащенность
добывающих судов, а также отсутствие современной инфраструктуры
рыбопереработки. Общее количество рыбодобывающего и вспомогательного флота в
Азово-Черноморском бассейне составляет 75 единиц, в том числе оснащенных
разноглубинными тралами - 19, кошельковыми неводами и тралами - 26. Остальные
30 единиц являются вспомогательным флотом, который представлен транспортными
судами и маломерным флотом, обслуживающим стационарные орудия берегового
рыболовства. Для полного освоения национальных квот в Черном море требуется
присутствие не менее 50-60 единиц и до 50 единиц в Азовском море современного
оснащенного флота.
Одним из вариантов увеличения вылова и, как следствие,
более полного освоения ОДУ, а также получения рентабельной конечной продукции
высокой степени переработки, может быть создание крупных холдинг-компаний,
объединяющих добычу и переработку рыбы непосредственно на лову. Второй резерв заключается
в урегулировании вопросов рыболовного использования трансграничных видов и
открытия для России новых рыбопромысловых районов за пределами ее экономической
зоны. В первую очередь это касается популяций черноморской хамсы (анчоуса) и
ставриды, организация промысла зимовальных скоплений которых возможна в рамках
отдельного соглашения между Россией и Грузией.
В целях сохранения морских рыбных ресурсов в
Азово-Черноморском бассейне, управления и рационального их использования
необходимо в ближайшей и среднесрочной перспективе (до 2020 г.) решить следующие
задачи:
- усовершенствовать систему комплексного
рыбохозяйственного мониторинга водоемов для оценки запасов промысловых объектов
и разработки действенных мер по регулированию рыболовства;
- интенсифицировать промысел традиционных для
Азово-Черноморского бассейна объектов лова (тюлька, бычки, шпрот, хамса) и
разработать новые орудия и способы лова (пиленгас, азово-черноморские кефали);
- осуществить модернизацию рыбохозяйственного
комплекса, включая реконструкцию старого и строительство нового современного
рыбодобывающего флота, приобретение приемно-перерабатывающих плавбаз, открытие
дополнительных и расширение существующих рыболовных портов, увеличение мощности
перерабатывающих предприятий и совершенствование технологий переработки сырья;
- усовершенствовать утвержденные «Правила
промышленного рыболовства в Азово-Черноморском бассейне».
Исходя из анализа тенденций изменения состояния
экосистем Азовского и Черного морей на период до 2020 г., при сохранении
неблагоприятного для рыбного хозяйства сценария развития (стагнация
рыбохозяйственной деятельности) вылов морских рыб на анализируемую перспективу
составит порядка 25-27 тыс. т. При условии реализации поставленных задач вылов
морских рыб на перспективу до 2020
г. может составить порядка 150-160 тыс. т, т.е. превысит
современный уровень в 10 раз.
Важной задачей исследований на перспективу до 2020 г. в Азовском море
является проблема реаклиматизации исчезающих ценных пород рыб. Начиная с начала
60-х годов прошлого столетия, уловы ценных азовских проходных и полупроходных
рыб неуклонно снижались и в настоящее время в Азово-Донском и Азово-Кубанском
районах не превышают 800 т., т.е. по сравнению с 1951 г. (37720 т)
уменьшились почти в 50 раз. Для сохранения и восстановления естественного
воспроизводства ценных видов рыб Азовского моря необходимо проведение следующих
мероприятий:
- осуществление весенних рыбо-нерестовых попусков из
Цимлянского и Краснодарского водохранилищ в объемах, обеспечивающих залитие
пойменных нерестилищ и создание необходимых гидрологических условий в рр. Дон и
Кубань, а также в их дельтах;
- строительство рыбоходно-нерестовых каналов в обход
всех низконапорных гидроузлов на реках с целью беспрепятственного пропуска
производителей анадромных рыб на нерестилища;
- обеспечение эффективными средствами рыбозащиты
существующей сети водозаборных сооружений;
- разработка и реализация программ расчистки малых рек
и проток с целью восстановления их водности;
- улучшение качества воды в реках и рыбохозяйственных
водоемах за счет должной очистки промышленных, коммунальных и
сельскохозяйственных стоков;
- проведение комплексных рыбоводно-мелиоративных работ
на кубанских лиманах.
Интенсивное антропогенное воздействие на природные
ресурсы Азово-Черноморского бассейна обусловило негативные изменения его
экосистемы: редукцию биоразнообразия, катастрофическое уменьшение ценных видов
биоресурсов, запасов осетровых рыб. В настоящий период это важнейшее
направление по предотвращению негативного антропогенного влияния находится в
депрессивном состоянии, не имеет должной материальной поддержки ни на
региональном, ни на федеральном уровнях. В сложившихся условиях первоочередной
задачей в проблеме развития осетрового хозяйства бассейна является разработка
Программы эффективного пополнения запасов осетровых рыб, создания экономических
предпосылок для комплексного развития этого направления (наука и производство),
тем более что приёмная мощность моря велика (более 200 млн. штук/год
стандартной молоди). Поэтапное увеличение объёмов искусственного
воспроизводства (2010 г.-
15; 2015 г.
-25; 2020 г.
- 40 млн. штук/год) позволит довести уловы до 2-2.5 тыс. т. Это реально при
условии модернизации существующих и строительстве новых ОРЗ, создании
биологически обоснованных баз для формирования РМС, совершенствованию и
разработке новых технологий осетроводства. Следует учитывать, что осетровые
являются важным объектом не только промысла, но и интенсивной товарной
аквакультуры. Бассейновыми научными и практическими организациями разработана и
освоена промышленная технология, позволяющая получать сотни тонн товарных
осетровых при наличии достаточного количества качественного посадочного
материала, производственных мощностей и поддерживающих производств (в
частности, по производству кормов).
В современных условиях и на перспективу возрастает
значение южных регионов России, особенно морских прибрежий и крупных рек, как
мест возможного и интенсивного развития межбассейновых транспортных
коммуникаций (значительные объемы транспортировки нефтепродуктов, химических и
сыпучих веществ и других грузов). Для разработки научно-методических основ
защиты интересов отрасли в Азово-Черноморском бассейне на современном этапе,
проведения эффективных мер по охране и сохранению водных экосистем необходимо:
- осуществлять мониторинг качества среды водных
экосистем Азово-Черноморского бассейна и разработку природоохранных
мероприятий, направленных на охрану среды и водных биоресурсов;
- разработать методики оценки ущерба, наносимого
биоресурсам и среде их обитания от судоходства;
- проводить оценку ущерба биоресурсам и среде их
обитания от строительства и эксплуатации портов;
- тщательно проанализировать и пересмотреть
существующие нормативные и правовые базы с целью снижения отрицательного
воздействия хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среду
их обитания, для усиления позиций отрасли при защите своих интересов;
- разработать предложения по сохранению биоразнообразия Азовского и
Черного морей. |