Главная Обратная связь Карта портала
   15 Августа, Суббота

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Азово-черноморский бассейн
Версия для печати

Комплексное решение проблемы изучения, освоения, рационального использования и возобновления биологических ресурсов Азово-Черноморского бассейна является одним из важнейших аспектов морской политики России в Южном регионе. Проведение ФГУП «АзНИИРХ» регулярного и систематического мониторинга состояния экосистемы бассейна, определение запасов и научно-обоснованных объемов ОДУ промысловых объектов, разработка рекомендаций по их рациональному использованию, сохранению и восстановлению, являются необходимой базой для реализации краткосрочных и долгопериодных задач рыбохозяйственной деятельности на бассейне.

В настоящее время большинство рыб морского комплекса не востребованы промышленностью в связи с низкой рентабельностью их добычи. Улучшить экономическую привлекательность морских биологических ресурсов может комплекс мер, направленных на модернизацию и увеличение мощности рыбоконсервных предприятий, разработку новых технологий переработки сырья, снижение издержек на преодоление бюрократических процедур функционирования флота и сдачи рыбы, внедрение новых технологий хранения сырья и др.

Развитие российского рыболовства в Черном море возможно в двух направлениях. Добычу массовых морских рыб (азовская хамса, шпрот, мерланг, ставрида) сдерживают недостаточное количество и оснащенность добывающих судов, а также отсутствие современной инфраструктуры рыбопереработки. Общее количество рыбодобывающего и вспомогательного флота в Азово-Черноморском бассейне составляет 75 единиц, в том числе оснащенных разноглубинными тралами - 19, кошельковыми неводами и тралами - 26. Остальные 30 единиц являются вспомогательным флотом, который представлен транспортными судами и маломерным флотом, обслуживающим стационарные орудия берегового рыболовства. Для полного освоения национальных квот в Черном море требуется присутствие не менее 50-60 единиц и до 50 единиц в Азовском море современного оснащенного флота.

Одним из вариантов увеличения вылова и, как следствие, более полного освоения ОДУ, а также получения рентабельной конечной продукции высокой степени переработки, может быть создание крупных холдинг-компаний, объединяющих добычу и переработку рыбы непосредственно на лову. Второй резерв заключается в урегулировании вопросов рыболовного использования трансграничных видов и открытия для России новых рыбопромысловых районов за пределами ее экономической зоны. В первую очередь это касается популяций черноморской хамсы (анчоуса) и ставриды, организация промысла зимовальных скоплений которых возможна в рамках отдельного соглашения между Россией и Грузией.           

В целях сохранения морских рыбных ресурсов в Азово-Черноморском бассейне, управления и рационального их использования необходимо в ближайшей и среднесрочной перспективе (до 2020 г.) решить следующие задачи:

- усовершенствовать систему комплексного рыбохозяйственного мониторинга водоемов для оценки запасов промысловых объектов и разработки действенных мер по регулированию рыболовства;

- интенсифицировать промысел традиционных для Азово-Черноморского бассейна объектов лова (тюлька, бычки, шпрот, хамса) и разработать новые орудия и способы лова (пиленгас, азово-черноморские кефали);

- осуществить модернизацию рыбохозяйственного комплекса, включая реконструкцию старого и строительство нового современного рыбодобывающего флота, приобретение приемно-перерабатывающих плавбаз, открытие дополнительных и расширение существующих рыболовных портов, увеличение мощности перерабатывающих предприятий и совершенствование технологий переработки сырья;

- усовершенствовать утвержденные «Правила промышленного рыболовства в Азово-Черноморском бассейне».

Исходя из анализа тенденций изменения состояния экосистем Азовского и Черного морей на период до 2020 г., при сохранении неблагоприятного для рыбного хозяйства сценария развития (стагнация рыбохозяйственной деятельности) вылов морских рыб на анализируемую перспективу составит порядка 25-27 тыс. т. При условии реализации поставленных задач вылов морских рыб на перспективу до 2020 г. может составить порядка 150-160 тыс. т, т.е. превысит современный уровень в 10 раз.

Важной задачей исследований на перспективу до 2020 г. в Азовском море является проблема реаклиматизации исчезающих ценных пород рыб. Начиная с начала 60-х годов прошлого столетия, уловы ценных азовских проходных и полупроходных рыб неуклонно снижались и в настоящее время в Азово-Донском и Азово-Кубанском районах не превышают 800 т., т.е. по сравнению с 1951 г. (37720 т) уменьшились почти в 50 раз. Для сохранения и восстановления естественного воспроизводства ценных видов рыб Азовского моря необходимо проведение следующих мероприятий:

- осуществление весенних рыбо-нерестовых попусков из Цимлянского и Краснодарского водохранилищ в объемах, обеспечивающих залитие пойменных нерестилищ и создание необходимых гидрологических условий в рр. Дон и Кубань, а также в их дельтах;

- строительство рыбоходно-нерестовых каналов в обход всех низконапорных гидроузлов на реках с целью беспрепятственного пропуска производителей анадромных рыб на нерестилища;

- обеспечение эффективными средствами рыбозащиты существующей сети водозаборных сооружений;

- разработка и реализация программ расчистки малых рек и проток с целью восстановления их водности;

- улучшение качества воды в реках и рыбохозяйственных водоемах за счет должной очистки промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных стоков;

- проведение комплексных рыбоводно-мелиоративных работ на кубанских лиманах.

Интенсивное антропогенное воздействие на природные ресурсы Азово-Черноморского бассейна обусловило негативные изменения его экосистемы: редукцию биоразнообразия, катастрофическое уменьшение ценных видов биоресурсов, запасов осетровых рыб. В настоящий период это важнейшее направление по предотвращению негативного антропогенного влияния находится в депрессивном состоянии, не имеет должной материальной поддержки ни на региональном, ни на федеральном уровнях. В сложившихся условиях первоочередной задачей в проблеме развития осетрового хозяйства бассейна является разработка Программы эффективного пополнения запасов осетровых рыб, создания экономических предпосылок для комплексного развития этого направления (наука и производство), тем более что приёмная мощность моря велика (более 200 млн. штук/год стандартной молоди). Поэтапное увеличение объёмов искусственного воспроизводства (2010 г.- 15; 2015 г. -25; 2020 г. - 40 млн. штук/год) позволит довести уловы до 2-2.5 тыс. т. Это реально при условии модернизации существующих и строительстве новых ОРЗ, создании биологически обоснованных баз для формирования РМС, совершенствованию и разработке новых технологий осетроводства. Следует учитывать, что осетровые являются важным объектом не только промысла, но и интенсивной товарной аквакультуры. Бассейновыми научными и практическими организациями разработана и освоена промышленная технология, позволяющая получать сотни тонн товарных осетровых при наличии достаточного количества качественного посадочного материала, производственных мощностей и поддерживающих производств (в частности, по производству кормов).

В современных условиях и на перспективу возрастает значение южных регионов России, особенно морских прибрежий и крупных рек, как мест возможного и интенсивного развития межбассейновых транспортных коммуникаций (значительные объемы транспортировки нефтепродуктов, химических и сыпучих веществ и других грузов). Для разработки научно-методических основ защиты интересов отрасли в Азово-Черноморском бассейне на современном этапе, проведения эффективных мер по охране и сохранению водных экосистем необходимо:

- осуществлять мониторинг качества среды водных экосистем Азово-Черноморского бассейна и разработку природоохранных мероприятий, направленных на охрану среды и водных биоресурсов;

- разработать методики оценки ущерба, наносимого биоресурсам и среде их обитания от судоходства;

- проводить оценку ущерба биоресурсам и среде их обитания от строительства и эксплуатации портов;

- тщательно проанализировать и пересмотреть существующие нормативные и правовые базы с целью снижения отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, для усиления позиций отрасли при защите своих интересов;

- разработать предложения по сохранению биоразнообразия Азовского и Черного морей.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?> Заказать технического заказчика в москве услуги по оказанию функций технического заказчика.