Главная Обратная связь Карта портала
   26 Марта, Пятница

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Сахалинская область
Приморский край
Хабаровский край
Магаданская область
Камчатский край
Чукотский автономный округ

Приморский край
Версия для печати

Приморский край

Особенности внутреннего устройства Приморского края, связанные с его приморским положением

Приморский край занимает юго-восточную окраину России. Он расположен в самой южной части Дальнего Востока на берегу Японского моря.

Административное устройство этой территории прошло ряд последовательных изменений. В 1856 году эта территория присоединена к России и учреждена Приморская область, которая включала прибрежную полосу до Ледовитого океана.

В 1920 году создается Дальневосточная республика, которая 15 ноября 1922 года входит в состав РСФСР в качестве Дальневосточной области.

В конце 1920-х годов эта территория является округом в составе Сибирского края.

20 октября 1938 года образуется Приморской край.

В состав Приморского края кроме материковой части входят многочисленные острова: Русский, Попова, Путятина, Рейнеке, Рикорда, Римского-Корсакова, Аскольд, Петрова и другие.

Из общей протяженности границ Приморского края в 3000 км на долю морских границ приходится около 1500 км.

 

Органы управления морской деятельностью

Органами управления морской деятельностью в Приморском крае являются:

ГУ «Морские администрации портов» - Владивосток, Находки, Восточного.

Владивостокский филиал ФГУП «Росморпорт»

Принимают участие органы власти субъекта федерации в координации действий территориальных органов власти и управления, предприятий и организаций, связанных с морской деятельностью.

 

Портовые города, приморские поселки и населенные пункты 

Город Владивосток

Это самый крупный в Приморском крае и в целом на Дальнем Востоке России. Это промышленный, транспортный, научный и культурный центр, самый крупный порт на Тихоокеанском побережье России.

Город Владивосток образован в 1860 году.

Транспортное хозяйство города включает все виды транспорта. Владивосток является конечным пунктом самой длинной в мире транссибирской магистрали. Здесь кончается автомагистраль Хабаровск - Владивосток и самая длинная авиатрасса России.

Морской порт является "сердцем города". Он имеет 16 причалов протяженностью 4190 м, пассажирский район и специализируется на переработке контейнеров и навалочных грузов, идущих на Сахалин, Камчатку, в Магаданскую область, в северные районы Республики Саха (Якутия). Суда Дальневосточного морского пароходства обслуживают морские зарубежные линии. Порт оснащен портальными и плавучими кранами, погрузчиками, флотом, железнодорожной сетью. Возрастающий поток грузов, их характер потребовали создания во Владивостокском порту специального электронно-вычислительного центра.

Во Владивостоке действуют 9 высших учебных заведений, одно из которых Морской государственный университет им. Г.И. Невельского. В нем готовят капитанов дальнего плавания.

Среди музеев особо выделяются своими фондами Приморский краеведческий музей им. Арсеньева, музей истории Тихоокеанского флота, музей океанографии и рыбного хозяйства, есть океанариум. Вблизи города располагается Морской заповедник.

 

Город Находка

Строительство города и порта началось  во время войны. В 1950 году становится городом.

Более 30 км побережья занимают порт и предприятия

Крупный океанский порт, важнейший промышленный и транспортный центр на дальнем Востоке. В ее порту, грузооборот которого достиг 10 млн. тонн,

Свыше 15 государств Азиатско-Тихоокеанского региона имеют в Находке свои представительства.

Современное портовое хозяйство Находки включает нефтеналивной, рыбный, торговый порты. В Восточном порту действуют угольные причалы и контейнерный комплекс. В городе Находке и прилегающих территориях формируется особая экономическая зона свободного предпринимательства.

Свободная экономическая зона "Находка" была создана в 1990 году вместе с 12 другими СЭЗ на территории России. Главное направление ее развития - превращение Находки в центр трансконтинентальной торговли. К январю 1995 года на ее территории было зарегистрировано 469 предприятий с иностранным капиталом, а общий объем иностранных инвестиций в зону достиг 220 млн. долларов.

 

Город Фокино

Город расположен на территории Шкотовского района, является муниципальным образованием. Военно-морская база Тихоокеанского флота.

 

Главные морские торговые порты Приморского края

Порт Условия навигации Кол-во причалов

Обрабатываемые грузы

Грузооборот в 2004 году

Владивосток

круглогодичная навигация

16

металл и металлопродукция, лес, сахар-сырец, зерно, грузы в контейнерах, кокс, руда

10427,9 тыс. тонн
Находка

круглогодичная навигация

23

лес, пиломатериалы, металл и металлоизделия, химикаты, хлопок, зерно, целлюлоза, картон, продовольствие

16631 тыс. тонн
Восточный

круглогодичная навигация

13

уголь, цемент, лес, пиломатериалы, прокат, технологическая щепа, зерно, удобрения, грузы в контейнерах

20882,7 тыс. тонн
Зарубино (Хасанский)

круглогодичная навигация

4

металлопродукция, круглый лес и пиломатериалы, щепа, рыба

231,3 тыс. тонн
Посьет

круглогодичная навигация

3

лес, металл, клинкер

1244,5 тыс. тонн

 

Общие характеристики морской деятельности:

Структура деятельности, состав участников;
ресурсная и грузовая база

Транспортный комплекс Приморского края четыре морских транспортных узла: Владивостокский; Находкинский; Хасанский (Южный);Северный; один сухопутный (на границе с КНР) Приграничный.

 

Производимая продукция

В соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России на 2002-2010 годы" потребность России в перевозках внешнеторговых грузов морским транспортом в 2005 году составит 304-310 млн. тонн, в 2010 году 370-380 млн. тонн. Это более 10% всего мирового грузооборота. В том числе - нефти 75-78 млн. тонн, угля - 30-32 млн. тонн, генеральных грузов - 60-62 млн. тонн. Из них контейнерами - 12 млн. тонн. Морские перевозки на российском Дальнем Востоке к 2010 году должны возрасти в 3,5 раза с 32 млн. тонн до 112 млн. тонн, с учетом 40 млн. тонн нефтепродуктов по трубопроводу "Сибирь - нефтеналивной порт в Приморском крае".

 

Инвестиционные проекты по развитию контейнерных терминалов дальневосточных портов России

Транспортный комплекс дальневосточных территорий России является одной из наиболее динамичных хозяйственных систем. В 2010 году по сравнению с 2000 годом объем грузов, перевезенных всеми видами транспорта, возрастет 1,6 раза. Объем морских перевозок - в 1,5 раза. До 2010 года планируется реализовать около 120 инвестиционных проектов, значительная часть из которых представлена в российской экспозиции на инвестиционной ярмарке. Прежде всего, это развитие контейнерных терминалов в портах Приморского края.

К 2010 году планируется довести общую пропускную способность контейнерных терминалов до 700-750 тыс. ед. ДФЭ. Для решения этой задачи планируется реализовать на территории Приморского края следующие инвестиционные проекты:

- развитие припортовой железнодорожной станции "Находка-Восточная" и станция "Угольная". Строительство соединительного пути и постов управления. Цель - увеличить мощности на 18 млн. тонн грузов в год. Стоимость проекта - 43 млн. долл.;

- реконструкция и техническое перевооружение портовых мощностей "Находкинского морского торгового порта". Цель - увеличить мощности на 2 млн. тонн груза. Стоимость проекта 5,1 млн. долл.;

- развитие порта "Восточный" для перевалки экспортно-импортных грузов. Цель - увеличить мощности до 28 млн. тонн грузов в год. Стоимость проекта 71 млн. долл.;

- строительство в Хасанском районе Приморского края нового морского порта. Мощность первой очереди 100 тыс. ед. ДФЭ. Общая стоимость проекта 35 млн. долл.;

- модернизация контейнерного терминала "Владивостокского морского торгового порта". Цель - увеличить мощности до 130 тыс. ед. ДФЭ. Стоимость проекта 7,8 млн. долл.

Общий объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры морских портов Приморского края в 2002-2010 годах составит 162 млн. долл.

 

Трудовые ресурсы, демографические и миграционные процессы в прибрежных поселениях

Морской транспорт имеет ведущее значение. Выделяются две основные акционерные судоходные компании: "Дальневосточное морское пароходство", которое ориентировано на заграничные и каботажные перевозки различных грузов и "Приморское морское пароходство", специализирующееся на перевозках нефтепродуктов. Почти 80% морских перевозок в Дальневосточном регионе выполняют суда Приморского края.

Морские суда перевозят лес, рыбу, уголь, нефтепродукты, металлы, машины и оборудование, продовольственные товары. Многие суда работают во фрахте на международных линиях. В Приморье действуют 5 крупных портов и несколько портопунктов (в Пластуне, Рудной Пристани, Ольге, Преображении и др.). Через порты Приморья и Транссиб действует уникальный контейнерный мост: АТР - страны Западной Европы. Транзит через Россию занимает 11-12 суток. Различные грузы и пассажиры перевозятся между отдельными портами и порт-пунктами Приморского края, в другие порты России, прежде всего на тихоокеанском побережье, а также во многие страны мира.

 

Развитие судоходства

Удобное географическое положение, наличие крупных морских портов (Владивосток, Находка, Восточный, Посьет) и делает Приморский край перспективным в развитии транспортного комплекса.

Последние годы наблюдается стабильный рост грузопотока экспортно-импортных грузов.

Основные судоходные компании - ОАО "Дальневосточное морское пароходство", ОАО "Приморское морское пароходство", ЗАО "РИМСКО" и другие.

 

ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП)

ДВМП открывает новую контейнерную линию, которая соединит порт Пусан в Южной Корее и Холмск на Сахалине - FESCO Korea Sakhalin Line (FKSL). На первом этапе, при регулярности один рейс в десять дней, ежемесячный объем перевозок на линии FKSL составит порядка 600 ДФЭ (контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте).

Сегодня ДВМП является лидером контейнерных перевозок в России и располагает самым большим собственным контейнерным парком - 50 тыс. ДФЭ.

ДВМП является лидером всех видов каботажных перевозок на Дальнем Востоке,.

ОАО "Приморское морское пароходство" - В настоящее время флот корпорации состоит из 39 танкеров, построенных на разных верфях мира. Общий дедвейт флота по состоянию на 1 февраля 2005 года составил около 900 тыс. тонн. Средний возраст судов - около 15,5 лет. Корпорация и танкерный флот сертифицированы Российским Регистром Судоходства и Det Norske Veritas согласно требованиям МКУБ. Все танкеры ПМП получили соответствующие сертификаты. В 2003 году Приморское морское пароходство получило сертификаты соответствия стандартам ISO 9001:2000, ISO 14001:1996, подтвердив высокий уровень корпоративной системы управления качеством и окружающей средой. Танкеры балансового и оффшорного флотов пароходства в 2004 году перевезли 13 млн. 725 тыс. тонн наливных грузов, что на 27% больше, чем за весь 2003, самый успешный для компании год, когда было транспортировано 10 млн. 794 тыс. тонн грузов, и это был самый лучший показатель за всю историю существования предприятия. Суда балансового флота пароходства доставили потребителям 2 млн. 439 тыс. тонн против 2 млн. 348 тыс. тонн в 2003 году, превысив предыдущий результат на 3,9%. В каботаже перевезено 448,7 тыс. тонн, на экспорт отправлено 948,7 тыс. тонн, между иностранными портами доставлено 1 млн. 42 тыс. тонн грузов. Танкеры оффшорного флота транспортировали в 2004 году 11 млн. 286 тыс. тонн грузов, в основном между иностранными портами. Основной вклад в рост корпоративных перевозок внес стотысячник "Приморье", доставивший 1 млн. 969 тыс. тонн, что составило 14% от общего объема. Крупнотоннажные танкеры "Губернатор Фархутдинов" и "Остров Сахалин" дедвейтом по 108 тыс. тонн, введенные в эксплуатацию в мае и сентябре, перевезли за прошедший год более 2 млн. тонн грузов. Доля трех Афрамаксов составила 30 процентов от общего объема корпоративных грузов. В 2004 году танкеры пароходства транспортировали 2 млн. 72 тыс. тонн сахалинской нефти, что на 663 тыс. тонн, или на 47% больше, чем в предыдущем году. Оффшорный флот PRISCO доставил потребителям 1 млн. 717 тыс. тонн, суда балансового флота - 355 тыс. тонн углеводородного островного сырья. Танкер "Приморье" вывез с нефтедобывающего терминала "Витязь" 1 млн. 174 тыс. тонн сырой нефти, выполнив на этом направлении в общей сложности 12 рейсов, из Де-Кастри, порта на севере Хабаровского края, перевезено 898 тыс. тонн, что на 119 тыс. тонн или на 15% больше результата предыдущего года. Доля сахалинской нефти в общем объеме перевозок PRISCO в 2004 году составила 15%, что на 1,9 процента больше, чем в 2003 году. Финансовые итоги PRISCO за 2004 год, как показывают предварительные оценки, достигли планируемых показателей как по оффшорному, так и по балансовому флоту. По состоянию на 1 января 2005 года флот PRISCO состоит из 40 танкеров общим дедвейтом около 940 тыс. тонн. В прошедшем году завершено строительство двух танкеров класса Афрамакс дедвейтом по 108 тыс. тонн, подписаны контракты на строительство двух судов класса Суэцмакс дедвейтом по 166 тыс. тонн. В 2005 году планируется ввести в состав флота пароходства три танкера класса Афрамакс, которые будут строиться на южнокорейской верфи.

 

Морские порты Приморского края

В портах Приморского края работают крупные морские стивидорные компании: ОАО "Восточный порт", ОАО "Восточный международный контейнерный сервис", ОАО "Владивостокский морской торговый порт", ОАО "Владивостокский морской рыбный порт", ОАО "Находкинский морской торговый порт", ОАО "Находкинский морской рыбный порт", ОАО "Нефтепорт".

 

ОАО "Владивостокский морской торговый порт"

В 2004 года порт обработал более 7 млн. тонн грузов различных направлений. В грузообороте порта доминирующее положение занимает экспортная металлопродукция, доля которой 65%.

В 2004 году портом обработано 2755 судов, из которых 1722 единицы - отечественный флот, и обработал 118206 вагонов.

Владивостокский контейнерный терминал переработал 102 169 TEU - (в 2003 году 88 730 TEU).

Порт Владивосток успешно работал не только в направлении развития существующего линейного сервиса, но и в части открытия линейного сообщения на новых и актуальных направлениях. В 2004 году начали работу линии Владивосток - Шанхай - Восточный - Владивосток и Владивосток - Корсаков - Владивосток.

 

ОАО "Восточный порт"

Основная экспортная составляющая грузооборота Восточного порта - уголь. В суммарном грузообороте порта перевалка угля составляет более 70%.

Грузооборот в 2004 году составил 20,461 млн. тонн, что на 33% выше показателей аналогичного периода 2003 года (15,432 млн. тонн).

На трех погрузочных комплексах ОАО "Восточный порт" в 2004 года переработано 17,31 млн. тонн грузов различной номенклатуры (12,802 млн. тонн в 2003 году), что на 35%.

Грузооборот специализированного угольного комплекса Восточного порта в отчетный период увеличился с 11,182 до 14,364 млн. тонн, превысив показатели 2003 года на 28%.

В 2004 году Восточный порт освоил перевалку новой номенклатуры грузов - железорудного концентрата и окатышей, по итогам года было перевалено 524 тыс. тон ЖРК и 197 тыс. тонн окатышей. Более чем в 2,5 раза выросли объемы перевалки кокса с 266 тыс. тонн в 2003 году до 681 тыс. тонн в 2004 году.

Порт постоянно расстраивается, в рамках проекта "Сахалин-2" работает технологическая линия по обработке труб, строится сухой док. В ближайшем будущем эти проекты будут развивать свои мощности.

Планируется строительство новых причалов, порт постоянно модернизируется. Идет развитие железнодорожных припортовых инфраструктур, будет построен второй районный парк, это существенно повлияет на динамику грузооборота ППК-1 и ППК-2. Возможно появление новых технологических линий, расширение номенклатуры грузов.

 

ООО "Восточно-Уральский терминал"

Суммарный грузооборот в 2004 году составил 904,4 тыс. тонн удобрений (+14%). ЗАО

"ВМКС" в 2004 года перегрузило 2,158 млн. тонн грузов в контейнерах, что на 23% больше результатов 2003 года

ОАО "Агрохимвостокэкспорт" в 2004 году перегрузило 87,4 тыс. тонн лесных грузов (+6%).

 

Флот

 

Состояние транспортного флота в Приморском крае на январь 2005 года по данным Реестра Регистра России:

Пассажирский флот

8 ед.

2070 пас.

Контейнеровозы

45 ед.

19538 к-ров

Танкера

74 ед.

288760 тонн

Рефрижераторы

47 ед.

123871 тонн

Всего 232 судна, общим дедвейтом 1201990 тонн. Средний возраст судов 24,5 года.

 

Защита и сохранение морской среды

Нередки случаи высокого загрязнения водного бассейна: цинком и его соединениями - 22 случая, легкоокисляемыми органическими веществами - 51, аммонийного и нитритного азота - 21, соединениями железа - 11, марганца - 10, меди и хлорорганическим пестицидом ДДЕ - по 2. Также наблюдалось 7 случаев низкого и очень низкого содержания растворенного в воде кислорода.

На территории края действует 6 заповедников площадью 683,1 тысячи гектаров. Три из них (Сихотэ-Алинский биосферный заповедник, Дальневосточный государственный морской заповедник и заповедник "Кедровая падь") Комитетом ЮНЕСКО по всемирному наследию внесены в список объектов, имеющих глобальное значение.

 

Международное сотрудничество, кооперация

Геополитическое положение Приморского края определяется тем, что через территорию Приморья Россия на протяжении более 1000 км граничит с крупнейшей страной мира - Китаем и с Северной Кореей (около 30 км), а через Японское море выходит к морским границам Японии и Южной Кореи, к другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). При этом Приморье выполняет как бы связующие, контактные функции в международных отношениях России со многими странами АТР.

Вклад различных видов морской деятельности в ВРП, основные показатели (критерии), характеризующие результаты деятельности, эффективность экономической деятельности, оценка результативности расходов, обоснование мер по ее повышению.

Рекреационные возможности объектов, размещенных на побережье. Наличие условий для отдыха населения на побережье - санатории, курорты, дома отдыха, другие виды сервиса для здоровья, отдыха и развлечений.

 

Условия для отдыха населения на побережье

Приморье занимает одно из первых мест в России по наличию выходов минеральной воды и месторождениям лечебных грязей. По составу и терапевтическому действию они не только не уступают прославленным источникам и грязям курортов юга, но и нередко превосходят их.

В состав ЗАО "Приморские курорты" входят санатории: пригородная группа санаториев г. Владивостока - "Садгород", "Амурский залив", "Лазурный", "Тихоокеанский", курорт Шмаковка - "Изумрудный", "Жемчужина". ЗАО "Приморские курорты" является одной из ведущих в России фирм, специализирующихся на санаторно-курортном обслуживании населения. Обслуживает население Приморского, Хабаровского краев, Амурской области, Камчатки, Сахалина, Северных областей Дальнего Востока, Сибири и других регионов России.

Шмаковка - расположенный на месторождении минеральных углекислых вод, не уступающих по своим лечебным свойствам кисловодскому нарзану (санатории "Жемчужина", "Изумрудный");

Садгород - грязевой санаторий на базе месторождения морской иловой сульфидной грязи.

Санаторно-курортное дело здесь базируется на строго научных началах. В исследовании принимают участие врачи, гидрогеологи, метеорологи, а также биологи, физики, химики и другие специалисты Института медицинской климатологии и восстановительного лечения СО РАМН и кафедр Владивостокского государственного медицинского университета.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>