Главная Обратная связь Карта портала
   31 Августа, Вторник

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Доктринальные и концептуальные документы
Федеральные целевые программы
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года
Концепция судоходной политики Российской Федерации
Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года
Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года
Концепция охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001-2005 годы
Концепция развития Интернет-портала «Морская коллегия» на 2007-2010 годы

Концепция охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001-2005 годы
Версия для печати

Утверждена Президентом Российской Федерации 01.09.01 г. № Пр-1572.

Настоящая Концепция определяет основные цели, принципы, перспективы и направления развития охраны Государственной границы Российской Федерации (далее – Государственная граница), внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001 – 2005 годы.

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации.

Концепция разработана в соответствии с основными положениями Основ пограничной политики Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации, Основ (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и решениями Совета Безопасности Российской Федерации по пограничным вопросам.

При разработке данной Концепции учтены результаты реализации Концепции охраны Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации на 1997 – 2000 годы, а также возможности государства по выделению материальных, финансовых и иных средств на охрану Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

В настоящей Концепции охрана Государственной границы рассматривается как составная часть ее защиты и осуществляется Пограничной службой Российской Федерации в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде, другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.

Концепция предназначена для руководства в практической деятельности ФПС России, других федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

 

I. Общие положения 

Охрана Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов является основой обеспечения пограничной безопасности и заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

При этом пограничная безопасность обеспечивается в пограничном пространстве, охватывающем Государственную границу, пункты пропуска через Государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море, их подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Национальные интересы Российской Федерации в пограничном пространстве:

- обеспечение суверенитета, территориальной целостности государства, его суверенных прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также завершение оформления Государственной границы в международно-правовом отношении и разграничения прилегающих морей с учетом национальных интересов России;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления всех видов деятельности в пограничном пространстве России;

- создание условий для осуществления экономической, хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, способствующих социально-экономическому развитию страны, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, надежной защите морской среды;

- развитие межгосударственного и приграничного сотрудничества с соседними странами в условиях формирования современного облика Государственной границы.

Основные угрозы национальным интересам России в ее пограничном пространстве остаются и продолжают оказывать существенное влияние на охрану Государственной границы и в целом на обеспечение пограничной безопасности. К ним можно отнести:

- территориальные притязания и нерешенные вопросы территориального разграничения России с соседними государствами на сухопутных и морских участках Государственной границы;

- стремление спецслужб и организаций иностранных государств использовать территорию приграничных с Россией стран для проведения разведывательно-подрывной деятельности;

- продолжающийся вывоз из страны стратегического сырья, рост контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов и деятельности трансграничной организованной преступности в условиях ухудшения социально-экономической и криминогенной обстановки в ряде приграничных регионов, способствующей укреплению пособнической базы преступных международных группировок;

- деятельность террористических организаций и групп, незаконных вооруженных формирований через Государственную границу и в приграничных районах с нестабильной обстановкой;

- широкомасштабное расхищение морских биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, истощение и загрязнение трансграничных водных объектов;

- увеличение масштабов незаконной миграции граждан иностранных государств через российскую территорию или с целью их оседания в Российской Федерации;

- усиление экономической и демографической экспансии со стороны ряда сопредельных государств на отдельные приграничные территории Российской Федерации;

- возрастание опасности переноса на территорию Российской Федерации особо опасных инфекционных болезней человека, животных, карантинных вредителей, сорняков, возбудителей болезней растений, а также токсичных веществ;

- возможность расширения очагов социально-политической напряженности и развязывания вооруженных конфликтов вблизи Государственной границы;

- расширение НАТО на Восток с выходом к Государственной границе.

Степень воздействия угроз национальным интересам России обусловлена изменениями социально-экономических и военно-стратегических условий развития страны, а также сохраняющейся сложностью обстановки на всем протяжении Государственной границы.

Кроме того, негативное влияние на охрану Государственной границы будут продолжать оказывать нерешенные проблемы по созданию необходимой пограничной инфраструктуры, прежде всего на новых необустроенных участках Государственной границы, связанные с ограниченным ресурсным и материально-техническим обеспечением ее охраны.

Цель охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов – защита и реализация национальных интересов России, обеспечение безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации. Она достигается согласованными мерами, осуществляемыми ФПС России, Минобороны России, другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Основные принципы охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов:

- приоритет обеспечения национальных интересов государства в пограничном пространстве Российской Федерации, комплексный подход к их реализации и защите;

- уважение суверенитета, территориальной целостности сопредельных государств и нерушимости границ, мирное разрешение пограничных вопросов;

- соблюдение законности, прав и свобод человека и гражданина;

- построение охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов с учетом особенностей регионов и характера угроз;

- своевременное выявление, противодействие и нейтрализация угроз в пограничном пространстве Российской Федерации;

- сочетание гласных и негласных форм и методов деятельности в соответствии с действующим законодательством;

- концентрация интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на решении ключевых задач охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

 

II. Перспективы и основные направления совершенствования охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов

2.1. Перспективы охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

Охрана Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов будет определяться складывающейся обстановкой в регионах и отличаться многовариантностью применения всей системы пограничных мер, обеспечивающих безопасность государства и защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.

При этом особое внимание уделяется эффективному выполнению задач по охране Государственной границы в условиях ее становления все более открытой для межгосударственного сотрудничества, развития межрегиональных связей и общения граждан, создания благоприятных условий для всех видов законной и гарантированное пресечение любой противозаконной деятельности, в том числе незаконной миграции, контрабанды оружия и боеприпасов, средств террора, наркотических средств, вывоза из страны стратегического сырья, деятельности трансграничной организованной преступности через Государственную границу.

Основным содержанием охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны и их природных ресурсов будет активное и непрерывное осуществление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления комплекса пограничных мер, установленных федеральным законодательством и международными соглашениями (договорами).

Главными задачами охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на перспективу являются:

- поддержание режима Государственной границы, недопущение или пресечение ее нарушений;

- поддержание режима в пунктах пропуска через Государственную границу и планомерное повышение эффективности системы пропуска через нее лиц, транспортных средств и грузов за счет совершенствования пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и иных видов контроля;

- охрана внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения и рационального использования, а также защиты морской среды;

- охрана воздушного пространства и подводной среды;

- осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

При этом основные усилия Пограничной службы Российской Федерации (далее – Пограничная служба), Вооруженных Сил Российской Федерации, сил и средств других федеральных органов исполнительной власти будут сосредоточены:

- в Арктическом регионе – на обеспечении защиты национальных интересов России в Арктике, противодействии противоправной деятельности преступных группировок через Государственную границу, охране морских биологических ресурсов.

Основу охраны Государственной границы составят контроль за Северным морским путем, осуществление всего комплекса пограничных мер, соответствующих реально складывающейся обстановке, сохранение пограничных подразделений на островах и удаленных территориях, осуществление всех видов государственного контроля;

- в Северо-Западном регионе – на вскрытии и противодействии разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, пресечении незаконной миграции, контрабанды наркотиков, материальных средств в страны Западной Европы, скандинавские страны и страны Балтии, сохранении морских биоресурсов.

Основу охраны Государственной границы составят войсковая деятельность соединений, частей войск и органов Пограничной службы в сочетании с оперативными и режимными мероприятиями, осуществление пограничного и иных видов государственного контроля на международных транспортных коммуникациях;

- в Западном регионе – на пресечении незаконной миграции через Государственную границу граждан стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, контрабанды наркотиков и материальных средств.

Основу охраны Государственной границы составят режимно-пропускная деятельность в сочетании с разведывательной и контрразведывательной деятельностью органов и войск Пограничной службы при активном участии в охране Государственной границы местного населения приграничных районов, а также осуществление всех видов государственного контроля;

- в Северо-Кавказском регионе – на выявлении тенденций к обострению территориальных проблем на Государственной границе, противодействии разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований и экстремистских групп на Государственной границе в пределах приграничной территории, а также преступных группировок, занятых в сфере контрабанды оружия, боеприпасов, средств диверсий и террора, наркотических средств, охране морских биоресурсов Азовского, Черного, Каспийского морей.

Основу охраны Государственной границы составят войсковая деятельность соединений и частей войск и органов Пограничной службы в сочетании с разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной, режимно-пропускной и военно-технической деятельностью и проведением упреждающих действий, активным привлечением к охране Государственной границы казачества, осуществление всех видов государственного контроля на транспортных коммуникациях через Государственную границу, а также государственный контроль в целях охраны морских биоресурсов и сохранения биоразнообразия Азовского, Черного и Каспийского морей;

- в Юго-Восточном регионе – на противодействии трансграничной организованной преступности, контрабанде наркотиков и незаконной миграции из стран Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Основу охраны Государственной границы составят оперативные мероприятия и войсковая деятельность соединений, частей войск и органов Пограничной службы по обеспечению режима Государственной границы, служебные действия органов пограничной стражи, пограничный и иные виды государственного контроля, осуществляемые на основе двусторонних соглашений;

- в Забайкальском регионе – на пресечении каналов незаконной миграции в Россию граждан Китая и других стран Юго – Восточной Азии, контрабандной и иной противоправной деятельности через границу.

Основу охраны Государственной границы составят войсковая деятельность соединений, частей войск и органов Пограничной службы в сочетании с оперативными и режимными мероприятиями и последовательным их наращиванием на наиболее опасных направлениях, при активном привлечении к охране границы местного населения, осуществление всех видов государственного контроля;

- в Дальневосточном регионе – на создании условий для хозяйственной и иной производственной деятельности на пограничных реках, противодействии разведывательно-подрывной деятельности через Государственную границу спецслужб, экономической и демографической экспансии, незаконной миграции граждан стран Юго-Восточной Азии, контрабанды наркотиков и стратегического сырья.

Основу охраны Государственной границы составят совершенствование существующей системы действий разнородных сил и средств на направлениях систематического нарушения режима Государственной границы в сочетании с оперативными и режимными мероприятиями при активном участии местного населения, пограничный и иные виды государственного контроля на транспортных коммуникациях, проходящих через Государственную границу;

- в Тихоокеанском регионе – на противодействии разведывательно-подрывной деятельности через границу спецслужб иностранных государств, охране природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации, противодействии трансграничной организованной преступности, незаконной миграции, контрабанде наркотиков.

Основу охраны Государственной границы составят радиотехническое наблюдение за морской акваторией, войсковая деятельность соединений, частей войск и органов Пограничной службы в сочетании с разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельностью на отдельных направлениях и в прибрежных районах, активное привлечение к охране Государственной границы местного населения, пропуск лиц, транспортных средств и грузов через Государственную границу, осуществление всех видов государственного контроля в пределах компетенции.

В воздушном пространстве – радиолокационный контроль объединениями, соединениями и частями Военно-Воздушных Сил Вооруженных Сил Российской Федерации за пересечением Государственной границы воздушными судами и их полетами в приграничной территории; пресечение полетов и принятие мер к посадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства России, и оказание им помощи при форс-мажорных обстоятельствах.

Основные усилия планируется сосредоточить в западно-европейской части страны и на Северном Кавказе, а также на охране Государственной границы в воздушном пространстве с Китаем и вдоль тихоокеанского побережья. Особое внимание уделяется развитию объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ.

В подводной среде – защита и охрана Государственной границы осуществляется силами и средствами объединений, соединений и частей Военно-Морского Флота в общей системе поддержания оперативного режима в своих зонах ответственности, действиями по выявлению признаков и фактов возможного присутствия иностранных подводных объектов, контролю пересечения Государственной границы в подводной среде иностранными подводными объектами и принятию мер по прекращению или предупреждению действий обнаруженных иностранных подводных объектов во внутренних морских водах и территориальном море, а также за их пределами (в случае возникновения угрозы незаконного пересечения этими объектами Государственной границы) в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в военной области.

Основные усилия сил и средств противолодочной и противоподводно-диверсионной обороны Военно-Морского Флота сосредоточиваются в ближних морских зонах флотов на подходах к объектам системы базирования, а также на наиболее вероятных направлениях (районах) действий иностранных подводных сил и средств.

Охрана внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов осуществляется силами и средствами войск и органов Пограничной службы в назначенных районах и контрольных точках во взаимодействии с береговой системой наблюдения Военно-Морского Флота, органами государственного контроля соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также проведением пограничных операций.

Государственный контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, должен обеспечивать соблюдение пользователями условий лицензий и разрешений на изучение, разведку, добычу морских биологических, минеральных ресурсов и других требований законодательства Российской Федерации в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Взаимодействие органов государственного контроля осуществляется на основе реализации взаимной информации между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти об использовании морских биоресурсов, наличии выданных лицензий и разрешений на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов, морских ресурсных и научных исследований.

При выполнении задач по защите национальных интересов России в ее пограничном пространстве предусматривается применение различных форм и способов деятельности войск и органов Пограничной службы, Вооруженных Сил Российской Федерации во взаимодействии с силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также привлечение к охране Государственной границы населения приграничных районов.

В охране Государственной границы, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов в полной мере необходимо использовать возможности пограничных структур соседних государств для согласованных действий с ними по предотвращению нарушений режима Государственной границы, пресечению противоправной деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

 

2.2. Основные направления совершенствования охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

На сухопутных и морских участках:

- поиск и внедрение новых форм и способов деятельности войск и органов Пограничной службы, действий федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в охране Государственной границы;

- совершенствование методов оперативной деятельности в интересах своевременного вскрытия, прогнозирования и классификации угроз пограничной безопасности России и принятия адекватных мер по их нейтрализации, смещение приоритетов на противодействие организованным формам противоправных действий на Государственной границе, прежде всего наиболее опасным из них – международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции;

- внедрение совместно с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации новых технологий организации пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов товаров и животных;

- создание и задействование единой государственной системы учета и контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории России иностранных граждан;

- совершенствование механизма обмена информацией и базами данных о персонале и технических средствах приграничных государств, привлекаемых для оказания помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в целях сокращения сроков и упрощения процедуры пересечения Государственной границы;

- повышение эффективности взаимодействия территориальных объединений (региональных управлений) ФПС России со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти на региональном и местном уровнях;

- развитие средств комплексной системы освещения надводной обстановки в пограничном пространстве России;

- развитие пограничной инфраструктуры, в первую очередь на необустроенных участках Государственной границы (российско-грузинском, российско-азербайджанском и российско-казахстанском);

- развитие механизмов взаимодействия с органами пограничной охраны сопредельных государств в целях борьбы с международными преступными группировками, охраны природных ресурсов, экологической безопасности в районах (участках) совместной хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе и в пограничном пространстве Российской Федерации.

В воздушном пространстве:

- повышение эффективности радиолокационной разведки для контроля Государственной границы путем создания единой системы разведки и контроля воздушного пространства с объединением всех средств разведки и их использованием по единому замыслу и плану;

- сохранение и совершенствование группировок радиотехнических войск Военно-Воздушных Сил для радиолокационного обеспечения действий войск (сил), привлекаемых к решению задач боевого дежурства по противовоздушной обороне в приграничных районах;

- максимальное использование возможностей по охране Государственной границы, вытекающих из Соглашения о создании объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников Содружества Независимых Государств и двусторонних межгосударственных соглашений по противовоздушной обороне;

- повышение эффективности взаимодействия органов управления объединений, соединений и воинских частей Военно-Воздушных Сил и дислоцирующихся в их зонах ответственности соединений и частей Пограничной службы.

В подводной среде:

- развертывание в наиболее важных морских зонах на подступах к Государственной границе в пределах внутренних морских вод и территориального моря системы подводного наблюдения с автоматизированными пунктами сбора, обработки и выдачи информации о подводной обстановке органам и пунктам управления Военно-Морского Флота.

В сфере охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов:

- проведение пограничных операций по защите экономических и иных интересов России в ее пограничном пространстве;

- внедрение на основе совместно разработанных планов в практику охраны контрольно-проверочных мероприятий ФПС России, МВД России, ГТК России, Госкомрыболовства России, МПР России, ФСНП России, Госгортехнадзора России;

- совершенствование тактики действий войск и органов Пограничной службы, территориальных сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия в сфере охраны природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации;

- дальнейшее развитие сотрудничества с соответствующими структурами сопредельных государств в сфере охраны природных ресурсов Конвенционных районов.

 

III. Совершенствование системы обеспечения деятельности по охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов 

3.1. Совершенствование системы государственного управления.

Совершенствование системы государственного управления предусматривает создание необходимых условий для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия в сфере охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

Это достигается:

- совершенствованием оперативности и качества информационного обеспечения;

- развитием международного сотрудничества с учетом обеспечения политических, экономических, пограничных, военных и иных интересов Российской Федерации в ее пограничном пространстве;

- обеспечением неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросам пограничной безопасности;

- совершенствованием эффективности координации и взаимодействия на региональном и местном уровне структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;

- бюджетным обеспечением законодательно закрепленных задач охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;

- формированием и последовательным осуществлением государственных мер по поддержанию профессионального и морально-психологического состояния личного состава Пограничной службы, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на уровне, отвечающем потребностям обеспечения пограничной безопасности государства;

- повышением значимости и престижа службы (государственной, военной) по охране Государственной границы, осуществлением организационных, материально-технических, социально-экономических, морально-психологических мер, необходимых для укрепления кадрового потенциала Пограничной службы Российской Федерации.

3.2. Совершенствование нормативно-правового обеспечения.

Нормативно-правовое обеспечение охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов направлено на:

- разработку и своевременное приведение нормативно-правовой базы Российской Федерации по пограничным вопросам в соответствие с реальной обстановкой в стране и на Государственной границе, а также потребностями практики государственного строительства;

- заключение международных двусторонних и многосторонних соглашений, направленных на реализацию пограничной политики Российской Федерации и выработку механизма их исполнения и контроля;

- совершенствование правового регулирования деятельности органов государственной власти и иных субъектов, осуществляющих свои полномочия в сфере защиты интересов России в ее пограничном пространстве;

- выработку механизма экономического стимулирования субъектов, участвующих в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;

- активизацию работы по заключению с сопредельными государствами соглашений о реадмиссии с целью повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией.

3.3. Оптимизация Пограничной службы.

Оптимизация Пограничной службы предполагает ее максимальную адаптацию как государственной военной организации к решению государственных задач в современных условиях в соответствии с реальными и потенциальными угрозами интересам России в ее пограничном пространстве и возможностями ресурсного и материально-технического обеспечения.

В приоритетном порядке предполагается развивать оперативные органы, органы пограничного контроля, органы морской охраны Пограничной службы при адекватном сокращении войсковой компоненты, численности военнослужащих и гражданского персонала в органах управления, обслуживающих и вспомогательных структурах.

Предусматриваются дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров, тылового и технического обеспечения, сопряжение (унификация) их с соответствующими системами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также системная модернизация вооружения, боевой и специальной техники.

3.4. Развитие пограничного сотрудничества.

Развитие пограничного сотрудничества предусматривает:

- дальнейшее развитие договорно-правовой базы пограничного сотрудничества, унификацию национальных законодательств в сфере охраны государственных границ государств – участников СНГ;

- совершенствование международно-договорной и погранпредставительской деятельности по укреплению сотрудничества и добрососедских отношений с сопредельными государствами;

- выработку и осуществление в сотрудничестве с пограничными ведомствами сопредельных государств практических мер, обеспечивающих повышение надежности охраны Государственной границы и укрепление ее режима, поддержание стабильной обстановки на Государственной границе;

- совершенствование механизма взаимодействия и обмена оперативной информацией на основе имеющихся нормативно-правовых актов;

- расширение сотрудничества и поддержание тесного взаимодействия с правоохранительными структурами и международными организациями зарубежных государств в пресечении деятельности трансграничной организованной преступности, в борьбе с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотиков, незаконной миграцией;

- развитие интеграционных процессов по пограничным вопросам в рамках Союзного государства Беларуси и России в соответствии с Комплексной программой обеспечения пограничной безопасности Союзного государства до 2015 года;

- обеспечение присутствия Пограничных групп ФПС России в Таджикистане и Армении, Оперативных групп ФПС России на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств с целью защиты геополитических интересов России;

- совершенствование механизмов реализации решений, принятых в рамках Совета командующих Пограничными войсками государств – участников Содружества Независимых Государств, Пограничного комитета Союза Беларуси и России.

Приоритетным направлением совершенствования пограничного сотрудничества является развитие сотрудничества с государствами – участниками СНГ в целях формирования эффективной системы коллективной пограничной безопасности, создания единого пограничного пространства.

3.5. Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих и других граждан, участвующих в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

Правовая и социальная защита военнослужащих, гражданского персонала и других лиц, участвующих в охране Государственной границы, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов гарантируется государством и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основными направлениями совершенствования правовой и социальной защиты считать:

- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты военнослужащих и других лиц, участвующих в охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;

- планомерное повышение материального уровня жизни военнослужащих пограничных застав, кораблей и других подразделений, непосредственно охраняющих Государственную границу;

- формирование и совершенствование механизмов практической реализации установленных законодательством льгот и социальных гарантий для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

 

IV. Реализация Концепции

Реализация Концепции достигается централизованным государственным управлением и скоординированной деятельностью органов государственной власти в пределах их компетенции, общественных объединений и граждан по осуществлению комплекса пограничных мер, направленных на обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации.

Непосредственная организация деятельности по реализации Концепции осуществляется ФПС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, определенных федеральным законодательством и “Основами координации и взаимодействия ФПС России с федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов” (см. Приложение).

ФПС России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в части, касающейся охраны Государственной границы, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного управления во взаимодействии с органами управления Пограничной службы Российской Федерации в пределах своей компетенции в приоритетном порядке обеспечивают решение вопросов, связанных с реализацией Концепции, и оказывают содействие войскам и органам Пограничной службы Российской Федерации.

Финансово-экономическое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

 

* * *

 

Последовательная, поэтапная реализация положений Концепции должна обеспечить дальнейшее развитие системы пограничной безопасности российского государства, способной гарантированно обеспечить защиту экономических, политических, военных и иных интересов России в ее пограничном пространстве № Пр-1572 от 1 сентября 2001 г.

 

* * *

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основы координации и взаимодействия ФПС России

с федеральными органами исполнительной власти в сфереохраны

Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод,

территориального моря, континентального шельфа,

исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов

I. Общие положения

1.1. Настоящие “Основы” определяют порядок координации и взаимодействия ФПС России с федеральными органами исполнительной власти (далее – координация и взаимодействие) в целях согласования единства совместных действий при охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

1.2. Координация и взаимодействие осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Федерации, Концепцией охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001 – 2005 годы.

1.3. Координация как форма сотрудничества ФПС России с федеральными органами исполнительной власти предусматривает выработку системы мер, направленных на согласование, уточнение задач и способов совместных действий по защите национальных интересов России в ее пограничном пространстве.

Координация организуется и осуществляется на федеральном и региональном уровнях, а взаимодействие – на местном (тактическом) уровне.

Координация может осуществляться на двусторонней или многосторонней основе.

Взаимодействие осуществляется по целям, задачам, месту, времени и способам действий сил и средств заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при их совместных действиях по выполнению задач по охране Государственной границы, сил и средств федеральных органов исполнительной власти по охране внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов.

ФПС России как головной (координационный) федеральный орган исполнительной власти в пределах установленных полномочий и в рамках реализации исполнительных, контрольных, разрешительных, регулирующих и других функций организует и осуществляет координацию и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными (региональными, бассейновыми) органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, организациями и должностными лицами, реализующими свои полномочия по защите национальных интересов России в ее пограничном пространстве в соответствии с федеральным законодательством.

1.4. Координация и взаимодействие обеспечиваются:

- систематическим уточнением целей, задач и содержания координации и взаимодействия;

- определением и согласованием различных вариантов совместных действий;

- организацией и поддержанием непрерывной связи и обменом информацией;

- созданием единого банка данных, согласованием порядка его использования с учетом компетентности и ответственности каждого федерального органа исполнительной власти;

- поддержанием сил и средств в постоянной готовности к совместному выполнению задач;

- высокой профессиональной выучкой органов управления всех уровней, налаженными и постоянно поддерживаемыми контактами между ними;

- обеспечением защиты информации, исключающей разглашение сведений о целях и содержании проводимых совместных мероприятий, составе применяемых при этом разноведомственных сил и средств;

- заключением двух- и многосторонних договоров (соглашений).

 

II. Организация и осуществление координации и взаимодействия

2.1. Общие вопросы организации координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам пограничной безопасности государства осуществляет Президент Российской Федерации.

Подготовку предложений и проектов решений для Президента Российской Федерации в области обеспечения пограничной безопасности, контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации через Межведомственную комиссию по пограничной политике.

2.2. ФПС России как федеральный орган исполнительной власти и ее территориальные органы в пределах установленных федеральным законодательством полномочий организуют и осуществляют:

- сбор и обработку информации об угрозах пограничной безопасности Российской Федерации, представление ее Президенту Российской Федерации и своевременное информирование федеральных органов исполнительной власти и их территориальных (региональных, бассейновых) органов об обстановке на Государственной границе Российской Федерации;

- формирование оперативных штабов по координации и руководству совместными действиями федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов при проведении мероприятий по охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов, а также по координации применения их сил и средств;

- разработку и проведение совместных мероприятий (пограничных операций, пограничных поисков и др.) с использованием разноведомственных сил и средств по защите политических, экономических, военных и иных интересов Российской Федерации в ее пограничном пространстве;

- согласование задач, планов и способов совместных действий федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, осуществляющих свои полномочия в сфере охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;

- участие территориальный (региональных, бассейновых) органов в работе по установлению, постоянному поддержанию и периодическому уточнению системы связи, разработке единых сигналов оповещения, форм донесений и порядка их передачи на пункты управления взаимодействующих органов (объектов), а также по взаимному обмену информацией об обстановке на Государственной границе в пределах приграничной территории;

- проведение совместных заседаний коллегий, оперативно-служебных совещаний по вопросам повышения эффективности охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов;

- получение в установленном порядке необходимой информации от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и использование ее для решения возложенных на Пограничную службу задач;

- сбор и обобщение предложений по реализации политических, экономических, дипломатических, правовых, организационных, военных, оперативных, таможенных, экологических и иных мер по повышению эффективности охраны Государственной границы, внесение их установленным порядком в органы государственной власти Российской Федерации;

- постоянно действующую надежную связь с координируемыми органами (объектами), а также передачу на безвозмездной основе оперативной и иной информации с использованием штатных средств связи взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти;

- реализуют другие полномочия, необходимые для решения задач в установленной сфере деятельности.

2.3. Взаимодействие на региональном и местном (тактическом) уровнях организуется и осуществляется старшим пограничным начальником на основании указаний по взаимодействию, разрабатываемых руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также совместно издаваемых приказов, руководств, методик и других документов.

2.4. Координация и взаимодействие осуществляются в форме координационных совещаний, по результатам работы которых издаются распорядительные документы.

Должностные лица, участвующие в совещаниях, обеспечивают выполнение принятых решений в пределах своей компетенции.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>