Главная Обратная связь Карта портала
   31 Августа, Вторник

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Доктринальные и концептуальные документы
Федеральные целевые программы
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года
Концепция судоходной политики Российской Федерации
Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года
Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года
Концепция охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и их природных ресурсов на 2001-2005 годы
Концепция развития Интернет-портала «Морская коллегия» на 2007-2010 годы

Концепция судоходной политики Российской Федерации
Версия для печати

Одобрена на заседании Правительства Российской Федерации (Протокол от 22.07.00 № 20, п. II).

I. Общие положения 

1. Концепцией судоходной политики Российской Федерации определяются основные приоритеты, цели, задачи и принципы функционирования и развития торгового флота и морских портов как составной части транспортного комплекса Российской Федерации.

2. Судоходная политика Российской Федерации направлена на реализацию транспортной политики Российской Федерации в области морской деятельности и основана на положениях Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации, прогнозах социально-экономического развития страны, научных исследованиях и разработках, анализе современного состояния и тенденций развития морского транспорта Российской Федерации и международного судоходства.

3. Правовой основой реализации судоходной политики Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, международные обязательства Российской Федерации, федеральные целевые программы развития транспорта, нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации.

4. Действие положений Концепции судоходной политики Российской Федерации распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых осуществляется деятельность организаций морского транспорта Российской Федерации.

II. Современное состояние морского транспорта Российской Федерации 

5. Деятельность морского транспорта Российской Федерации – неотъемлемая составная часть морской деятельности государства. Около 60 процентов внешнеторгового грузооборота России осуществляется с участием морского транспорта Российской Федерации, а в ряде регионов он является безальтернативным видом транспорта.

6. Состояние морского транспорта Российской Федерации в современных условиях характеризуется следующими негативными тенденциями:

- сокращение количества судов, контролируемых российскими судоходными компаниями, в связи с отсутствием необходимых условий для их обновления;

- стремление судовладельцев к строительству и регистрации флота и к осуществлению судоходного бизнеса за рубежом;

- активный износ флота, зарегистрированного в Российской Федерации, снижение экономической эффективности его использования и уровня безопасности мореплавания, возрастание экологической угрозы. В результате отечественный флот становится неконкурентоспособным, создаются предпосылки для ограничения захода судов под Государственным флагом Российской Федерации в иностранные порты;

- снижение объемов перевозок национальным флотом российских внешнеторговых грузов (не более шести процентов);

- несоответствие специализации и оснащенности морских торговых портов структуре и объемам внешнеторговых и транзитных перевозок (свыше 30 процентов внешнеторговых грузов отправляется через порты иностранных государств);

- прекращение строительства атомного ледокольного флота Российской Федерации и снижение надежности транспортного обслуживания в Арктике.

Указанные тенденции приводят к усилению зависимости России от мирового фрахтового рынка, к увеличению импорта транспортных услуг, к ограничению свободы внешней торговли, к снижению конкурентоспособности российских судоходных компаний и мобилизационной готовности торгового флота Российской Федерации.

III. Основные цели, задачи и принципы реализации судоходной политики Российской Федерации 

7. Основными целями судоходной политики Российской Федерации являются поддержание ее торгового флота и морских портов на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность, сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешней торговли и транзитных перевозок через территорию страны.

8. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

- продолжить формирование нормативно-правовой базы деятельности морского транспорта Российской Федерации, соответствующей нормам международного права и экономической ситуации в Российской Федерации;

- повысить конкурентоспособность морского транспорта за счет создания условий для привлечения иностранных кредитов, инвестиций и обеспечения воспроизводства основных фондов;

- создать предпосылки для устойчивого пополнения флота, контролируемого российскими судоходными компаниями и зарегистрированного в одном из реестров судов Российской Федерации;

- повысить удельный вес флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок внешнеторговых и транзитных грузов;

- принять меры для модернизации флота, сокращения среднего возраста судов, контролируемых российскими судоходными компаниями, и вывода из эксплуатации судов, не соответствующих международным стандартам;

- повысить уровень безопасности мореплавания, охраны труда, защиты окружающей среды от негативных последствий морской деятельности, в том числе за счет включения в положения о лицензировании соответствующих видов деятельности дополнительных условий и требований;

- создать условия, стимулирующие строительство судов на отечественных предприятиях с участием различных отраслей промышленности;

- осуществлять строительство и реконструкцию российских морских портов с учетом существующих и перспективных объемов перевозок, состояния отечественной грузовой базы и транзитных грузопотоков, повысить удельный вес российских портов в переработке транзитных грузов;

- увеличить объем экспорта транспортных услуг отечественными судами и морскими портами, содействовать повышению их конкурентоспособности;

- развивать смешанные перевозки с участием морского и других видов транспорта на основе современных технологий;

- принять меры по сохранению и подготовке кадров для морского транспорта Российской Федерации, по совершенствованию системы отраслевого образования, повышению уровня профессиональной подготовки специалистов с учетом международных требований;

- повысить уровень социальной защищенности работников морского транспорта Российской Федерации и престижность морских профессий.

9. Основой решения задач реализации судоходной политики Российской Федерации должны являться следующие принципы:

- приоритетность интересов национальной экономики, общетранспортных задач и структурных преобразований в области морского транспорта Российской Федерации;

- соблюдение норм международного морского права и следование морским обычаям;

- рыночные принципы развития судоходства при сохранении государственных функций по обеспечению безопасности мореплавания и осуществлению контроля за использованием инфраструктуры морского транспорта Российской Федерации, соблюдением требований международного права и законодательства Российской Федерации;

- межведомственное взаимодействие при решении вопросов развития морского транспорта Российской Федерации, активное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями;

- сочетание экономического протекционизма и государственной защиты от дискриминации со стороны морских администраций иностранных государств в отношении российских судоходных компаний, работающих на мировом фрахтовом рынке;

- активное использование академического и отраслевого научного потенциала для методического обеспечения проводимых реформ в области развития морского транспорта Российской Федерации.

IV. Основные направления реализации судоходной политики Российской Федерации 

10. Модернизация торгового флота Российской Федерации осуществляется в основном за счет средств российских судоходных компаний, иностранных кредитов и инвестиций. Привлечение указанных средств может стимулироваться государственной поддержкой проектов, имеющих особую социальную значимость.

Пополнение флота, контролируемого российскими судоходными компаниями, должно осуществляться за счет фрахтования судов по договорам тайм-чартера и бербоут-чартера в соответствии с международной фрахтовой практикой.

Важным средством увеличения количества судов, зарегистрированных в Российской Федерации, может стать их регистрация в российском международном реестре. Приоритет для регистрации в указанном реестре будет предоставляться судам, построенным на отечественных судостроительных предприятиях.

Государство стимулирует экономическую и технологическую интеграцию между грузообразующими отраслями и морским транспортом Российской Федерации как в области строительства флота, так и в области развития инфраструктуры портов.

Доступ к отечественной грузовой базе при сохранении принципов свободного предпринимательства в соответствии с распространенной мировой практикой должен сопровождаться рядом ограничений, обеспечивающих интересы государства.

Перевозка грузов военного назначения, экспортной продукции, а также грузов в рамках выполнения соглашений о разделе продукции должна выполняться в основном судами российских судоходных компаний.

При заключении государственных экспортных контрактов необходимо предусматривать первоочередное использование российского флота при перевозках грузов.

Перевозки грузов, выполняемые российскими судоходными компаниями, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности должны осуществляться в качестве государственного заказа.

Развитие инфраструктуры морских портов обеспечивается прежде всего за счет средств заинтересованных грузовладельцев и других инвесторов.

Государство способствует развитию морского страхования в целях обеспечения гарантий возмещения ущерба от несчастных случаев на море, а также в целях защиты окружающей среды.

Государственная поддержка судостроения должна оказываться в первую очередь при строительстве специализированных судов для перевозок отечественных грузов, а также судов, регистрируемых в реестрах судов Российской Федерации.

Финансирование морского транспорта Российской Федерации должно носить избирательный характер и обеспечивать с учетом возможностей федерального бюджета строительство ледокольного, аварийно-спасательного и другого вспомогательного флота, находящегося в федеральной собственности, а также содержание объектов безопасности судоходства, объектов экологической и радиационной безопасности, ведомственных специализированных, государственных научных и учебных заведений.

11. Торговое судоходство должно основываться на принципах свободного предпринимательства, осуществляемого в условиях международного фрахтового рынка. При этом в целях обеспечения национальных интересов предусматривается:

- сохранение государственного контроля деятельности организаций морского транспорта Российской Федерации, имеющих стратегическое значение;

- повышение качества лицензионной работы и контроля за соблюдением российскими судоходными компаниями международных стандартов мореплавания, за поддержанием необходимого уровня мобилизационной готовности судов;

- развитие инфраструктуры морских портов, обеспечение контроля за безопасностью судоходства в портах их администрациями;

- обеспечение для российских судоходных компаний равных с нерезидентами экономических и административных условий деятельности на территории Российской Федерации;

- гарантирование равноправного доступа хозяйствующих субъектов к объектам портовой инфраструктуры, а также стабильности условий их использования;

- координация деятельности торгового флота Российской Федерации и смежных видов транспорта исходя из интересов государства и необходимости наиболее эффективного использования транспортных коммуникаций при международных транзитных перевозках;

- стимулирование разработки и внедрения на морском транспорте Российской Федерации современных безопасных и энергосберегающих технологий.

12. Процесс формирования нормативно-правовой базы деятельности морского транспорта Российской Федерации носит комплексный характер и затрагивает как отраслевые, так и общетранспортные нормативные правовые акты, сферу применения налогового и таможенного законодательства Российской Федерации.

Судоходная политика Российской Федерации реализуется в соответствии с законодательными актами, в том числе в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации.

В настоящее время разрабатываются проекты федеральных законов о морских портах Российской Федерации, о российском международном реестре судов, о смешанных (комбинированных) перевозках, о транспортно-экспедиционной деятельности.

13. Развитие морского судоходства и положение российских судоходных компаний на мировом фрахтовом рынке в значительной мере определяются эффективностью деятельности, осуществляемой Российской Федерацией в рамках сотрудничества с Международной морской организацией, Конференцией ООН по торговле и развитию, Международной организацией труда, региональными комиссиями ООН и другими международными организациями.

Основные усилия Российской Федерации в области международного сотрудничества направляются на:

- активизацию работы в международных организациях ООН в целях исключения возможности принятия этими организациями решений, ущемляющих интересы Российской Федерации;

- укрепление сотрудничества в рамках международных конвенций и меморандумов, касающихся обеспечения безопасности морского судоходства;

- расширение практики заключения двусторонних межгосударственных соглашений о морском судоходстве, создание благоприятных условий для открытия совместных морских линий, смены экипажей с наименьшей потерей времени и средств, признания судовых документов и документов, удостоверяющих личность моряка;

- повышение авторитета Российского морского регистра судоходства;

- защиту интересов Российской Федерации, в том числе при реализации проектов международных транспортных коридоров.

Международное сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств должно осуществляться на двусторонней и многосторонней основе через Совет государственных администраций морского транспорта государств – участников Содружества Независимых Государств.

Судоходная политика Российской Федерации в отношениях с государствами – участниками Содружества Независимых Государств должна исходить из принципов равноправия, взаимной выгоды и быть направлена на:

- развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в области морских перевозок;

- согласование позиций по основным вопросам морского судоходства в рамках Международной морской организации и других международных организаций;

- оказание помощи в подготовке специалистов для развивающих свой морской транспорт государств, а также оказание услуг органами технического надзора и классификации судов, судовых реестров и морскими администрациями.

14. Развитие судоходства и транспортных технологий в бассейне Северного Ледовитого океана является одним из важнейших направлений реализации судоходной политики Российской Федерации и должно строиться на основе:

- безусловного сохранения национальной юрисдикции в отношении Северного морского пути, централизованного государственного управления этой транспортной системой и контроля за ней, обеспечения ее ледокольным обслуживанием;

- гарантированного обеспечения безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота и его обновления;

- равноправного доступа к инфраструктуре Северного морского пути всех пользователей согласно соответствующим правилам;

- стимулирования использования возможностей Северного морского пути как международной транспортной линии;

- консолидации усилий и ресурсов федерального центра и субъектов Российской Федерации для развития арктического судоходства в национальных интересах.

В Каспийском бассейне основной проблемой является определение статуса Каспийского моря, который обеспечивал бы свободу судоходства для отечественного флота. Судоходная политика Российской Федерации в этом регионе направлена на:

- организацию паромного сообщения как вида рациональных перевозок с выходом в бассейны Средиземного и Балтийского морей;

- развитие, реконструкцию и специализацию существующих портов;

- недопущение вытеснения торгового флота Российской Федерации с рынка перевозок в этом бассейне.

В Черноморско-Азовском бассейне судоходная политика Российской Федерации будет реализовываться путем:

- увеличения производственных мощностей портов, развития пассажирских перевозок из портов Сочи, Новороссийск и Туапсе в страны Средиземного моря, а также автотранспортных перевозок;

- проведения целенаправленной политики по закреплению за Азовским морем и Керченским проливом статуса внутренних вод Российской Федерации и Украины, а также определения режима их совместного использования;

- проведения мер, стимулирующих использование российскими и иностранными судами судоходных фарватеров в Керченском проливе, техническое обслуживание которых осуществляется Российской Федерацией.

В Балтийском бассейне главным направлением реализации судоходной политики Российской Федерации остается развитие существующих и строительство новых портов для обеспечения перевозок российских внешнеторговых грузов.

В Дальневосточном бассейне основными направлениями судоходной политики Российской Федерации будут являться:

- повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры региона для привлечения на Транссибирскую магистраль транзитных грузов из стран Юго-Восточной Азии и Соединенных Штатов Америки в европейские и другие государства;

- строительство и модернизация специализированных терминалов в портах;

- реализация мер, направленных на максимальное освоение национальной грузовой базы в этом регионе.

15. Судоходная политика Российской Федерации должна обеспечивать поддержание и развитие системы подготовки специалистов морского транспорта Российской Федерации в соответствии с требованиями Международной морской организации за счет:

- расширения подготовки в морских учебных заведениях специалистов в области экономики, менеджмента, маркетинга, транспортно-экспедиторской и агентской деятельности, а также подготовки специалистов для иностранных судоходных компаний на договорной основе;

- сохранения целевой государственной поддержки специализированных морских учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для флота;

- развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Основными направлениями развития морских научных и научно-исследовательских организаций и учебных заведений являются:

- использование потенциала научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений при разработке и реализации федеральных целевых и отраслевых программ развития морского транспорта Российской Федерации;

- восстановление специализации институтов по важнейшим направлениям, тематике и объектам исследований;

- проведение конкурсов на создание оригинальных, приоритетных и быстроокупаемых работ и проектов.

Концепцией судоходной политики Российской Федерации определяются основные направления решения стоящих перед морским транспортом Российской Федерации задач. Ее положения могут корректироваться и уточняться с учетом стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Реализация Концепции судоходной политики Российской Федерации должна обеспечить независимость внешнеэкономической деятельности России от конъюнктуры мирового фрахтового рынка, повышение объемов экспорта транспортных услуг, гарантированное транспортное обслуживание районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, выполнение торговым флотом Российской Федерации мобилизационных задач.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>