Астраханская область Особенности внутреннего устройства Астраханской области, связанные с приморским положением Россия традиционно присутствовала в прикаспийском регионе как государство, обладающее значительным транспортным потенциалом. Вместе с тем за последнее десятилетие возросло стремление стран прикаспийского региона расширить свое присутствие на Каспии как в области перевозок, так и освоения природных ресурсов. Здесь располагается зона сотрудничества не только пяти государств, имеющих выход к Каспийскому морю, но и многих других стран, чьи товары транзитом следуют через этот регион. По Каспию проходят кратчайшие пути, связывающие Европу со странами Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами бассейна Индийского океана. Интеграция России в евроазиатскую мировую транспортную систему предусматривает включение ряда отечественных коммуникаций в международные транспортные коридоры, создание сети комбинированных перевозок, стыкующихся с аналогичными зарубежными сетями. Для этого ряд участков российской транспортной сети, в частности международного транспортного коридора "Север - Юг", нужно привести в соответствие с едиными евроазиатскими стандартами. В бассейне Каспийского моря постоянно работают около 100 судов под российским флагом. В настоящее время перевозки по коридору осуществляются, в основном, только по транскаспийскому морскому варианту. Особое развитие получила двухсторонняя российско-иранская торговля. Действуют автопаромные линии из порта Оля на порт Энзели (Иран) и на порт Туркменбаши (Туркменистан). Астраханская область в силу своего географического положения является основным российским участком коридора "Север-Юг". Она расположена на юго-западе России, в северном Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте реки Волги. Основу экономики составляют топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Традиционные отрасли - судостроение и судоремонт, рыбная промышленность, овощеводство и бахчеводство. Наличие мощной производственной базы, удовлетворяющей самым высоким техническим требованиям, позволяет строить на верфях Астраханской области суда практически всех классов. Транспортная составляющая области имеет разветвленную сеть коммуникаций - железных дорог - свыше 600 км, автодорог - более 3,5 тыс. км, водных путей - до 1,5 тыс. км и 185 км Волго-Каспийского судоходного канала. Большим преимуществом области является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать достоинства всех видов транспорта. За многие десятилетия в Астрахани сформировалась развитая инфраструктура обеспечения мореплавания: портовые мощности, судостроительные и судоремонтные заводы, классификационные и научные учреждения, бассейновый радиоцентр и подразделения для метеорологического и гидрографического обеспечения дноуглубительных и аварийно-спасательных работ, санитарно-карантинного, пограничного и таможенного контроля, соответствующие учебные заведения. Астраханский транспортный узел является вполне обустроенным пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков. Здесь работают предприятия, осуществляющие деятельность по перевозке грузов водным транспортом, их переработке, а также транспортно-экспедиторские. Астраханская область сотрудничает с государствами прикаспийского региона. В рамках международного сотрудничества прикаспийские государства готовят соглашения: - о правовом статусе Каспия; - о торговом мореплавании на Каспийском море; - о пограничных территориях; - о защите морской среды Каспия; - о сохранении и исследовании биоресурсов Каспийского моря. В административном отношении область прошла ряд преобразований, а именно: В 1717 году образована Астраханская губерния. В 1785 году она преобразована в Кавказское наместничество. В 1802 году утвержден штат Астраханской губернии, а в 1803 году Астраханская губерния была разделена на две самостоятельные - Кавказскую и Астраханскую. В 1920 году создана новая Астраханская губерния в составе Низовьев Волги. С 1924 года после создания округов и проведения низового районирования эта территория входит в состав Нижне-Волжской области. В 1934 года в составе Сталинградского края. 27 декабря 1943 года была образована Астраханская область, которая включала в свой состав территорию упраздненной Калмыцкой АССР. С 29 июня 1957 года после восстановления Калмыцкой АССР в западной части ее территории Астраханская область находится в современных границах. В настоящее время в составе области все города, районы, поселки и сельские округа имеют статус муниципальных образований. Приморские города и районы и поселения Город Астрахань Город основан в 1558 году как крепость. С 1717 года губернский и уездный центр. В 1-ой четверти XVIII века созданы военный флот, адмиралтейство, верфи и порт. Город расположен на островах, соединеных мостами. В городе Астрахань расположен устьевой речной порт. Поселки Икряное, Оля и другие Эти поселки находятся на берегу основного морского и речного канала. В них расположены предприятия, связанные с морской деятельностью. Поселок Икряное является административным центром Икрянинского района. К поселку Оля подведена железная дорога. Проселок городского типа Лиманский является административным центром района и станцией железной дороги, обслуживающей порт Оля. Икрянинкий район По территории этого района проходит трасса Астраханского морского и речного канала. В его состав входят поселки: Красные Баррикады, Волго-Каспийский, Трудфронт, Ильинка, село Сеитовка и другие, где расположены предприятия связанные с морской деятельностью. Лиманский район На территории Лиманского района расположены объекты морского порта Оля. Органы управления морской деятельностью Органами управления и координации морской деятельности в Астраханской области являются: ГУ "Морская администрация порта Астрахань" Министерства транспорта Российской Федерации; Министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области; Комиссия по координации деятельности портов, пунктов пропуска и пограничных переходов через государственную границу Российской Федерации в Астраханской области. Принято решение о создании Совета по морской деятельности при губернаторе Астраханской области. По заданию ГУ "МАП Астрахань" Ростовским УПКБ "Стапель" в 2002 году для локализации и ликвидации разливов нефти разработан "План предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и других вредных веществ на акватории порта Астрахань с учетом речных и морской части Волго-Каспийского канала". Астраханский портовый комплекс (АПК) АПК включает в себя порты Астрахань, Оля и Бузан-порт. Всего в Астраханской области на территории этих портов работают 20 стивидорных компаний, из них 18 специализируются на перевалке сухих грузов и 2 - на наливных грузах. Порт Астрахань расположен в пределах городской черты, открыт для международного судоходства и включает в себя 26 причалов, на 15 из которых переваливаются сухие грузы и на 12 нефтеналивные. Суммарная длина причальной стенки более 2,5 тыс. метров, глубины у причалов от 4 до 5,5 м. Большинство причальных комплексов имеют внутрипортовые железнодорожные линии. Порт располагает складскими мощностями общей площадью свыше 200 тыс. кв.м., оснащен необходимой грузоподъемной техникой и оборудованием. С развитием коридора "Север-Юг" наблюдается ежегодная тенденция роста основных показателей работы АПК. В 2004 году на причалах портов Астраханского транспортного узла переработано 7,9 млн. тонн грузов, что на 1,4% больше, чем в 2003 году. Такой рост обеспечен за счет наливных грузов, переработка которых была увеличена в 2,3 раза. На долю внешнеторговых грузов в 2004 году пришлось 62%. Транзитный грузопоток составил 2,2 млн. тонн, превысив показатели 2003 года в 1,4 раза. Порт Оля расположен в дельте реки Волга в непосредственной близости от Каспийского моря. Выгодное географическое положение создает условия для круглогодичных перевалок грузов, обеспечивает выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали. Порт Оля открыт для международного судоходства, имеет статус пункта пропуска через государственную границу. Порт работает в круглогодичном режиме. Концепция развития порта Оля предусматривает два этапа - строительство первого грузового района, расположенного в непосредственной близости от села Оля и второго грузового района, расположенного в 4 км южнее первого (ильмень Забурунный). Сейчас на первом грузовом районе построены и работают два причала общей длиной 330 метров, мощностью 600 тыс. тонн в год, специализирующиеся на перевалке автопаромных и генеральных грузов, а также современный контейнерный комплекс, оборудованный перегрузочной техникой, складскими площадями для обработки 14 тыс. TEU в год при проектных мощностях в 28 тыс. TEU. В июле 2004 года завершено строительство железнодорожного подъездного пути к нему, соединительных, внутрипортовых путей и предпортовой станции с пропускной способностью в 1 миллион тонн грузов в год. Подъезд к причалам порта обеспечивается автомобильной и железной дорогами федерального значения с выходами на сеть автомобильных и железных дорог России. Объектами инвестирования строительства новых причальных комплексов на первом грузовом районе являются: - контейнерный терминал мощностью 1250 тыс. тонн (90 тыс. TEU) в год, (причалы №№ 8 и 9); - универсальный (зерновой) комплекс мощностью 500 тыс. тонн грузов в год (причал № 6); - автопаромный комплекс мощностью 600 тыс. тонн в год (причалы №№ 4,5); - терминал для тяжеловесных грузов мощностью 100 тыс. тонн в год (причал № 7). Общая мощность района составит до 4 млн. тонн грузов в год. Перспективное развитие порта предполагает строительство второго грузового района, грузооборотом 12 млн. тонн, состоящего из терминала для генеральных грузов, паромного и нефтеналивного комплексов. Бузан-порт - этот речной порт расположен в восточной части дельты Волги. В порту Астрахань установлен, в порту Оля открыт пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в Астраханской области. Общие характеристики предприятий, связанных с морской деятельностью Астраханский филиал ФГУП "Росморпорт" Он обеспечивает выполнение ремонтных, дноуглубительных работ в акваториях в портах Астрахань, Оля и на ВКК. Производит обновление плавучих и береговых средств навигационного оборудования. Обеспечивает деятельность глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ), систем навигации, связи, управления движением судов. Оказывает различные виды услуг судам непосредственно на территории и в акваториях портов и на ВКК, в том числе: лоцманскую и ледокольную проводку, буксировку судов и плавсредств, предоставление услуг связи, сюрвейерское обслуживание, брокерские услуги во всех сферах деятельности в морском бизнесе, гидрографические работы. Предприятие имеет эксплуатационный причал в порту Астрахань, на котором одновременно могут приниматься 2 судна. На нем осуществляется круглогодичная бункеровка судов питьевой водой, оказываются услуги по отстою флота. ФГУП «Северо-Каспийское морское пароходство» ООО "Каспийская нефтяная компания" Кроме того, с морской деятельность связаны и осуществляют коммерческую деятельность в портах: ОАО "Стрелецкое - Терминал", ОАО"Армада", "Мостотряд № 83", ОАО "Юг - Терминал", "Астраханский порт", ОАО "Зюйд - Вест", ОАО "Белуга - Терминал", ОАО «Астраханский зерновой терминал», ОАО "Центральный грузовой порт", ОАО "Волга - Порт", "Астраханский порт", ОАО "Альфа - Порт", ОАО «Астраханский морской рыбный порт», "ВТС - Порт", ОАО "Лукойл - НВНП" (Нефтяная база № 3, 5, 6), ООО «ККТ». Система подготовки кадров для обеспечения морской деятельности В Астраханской области существует развитая система подготовки кадров для обеспечения морской деятельности - Астраханский Государственный Технический Университет, Астраханский морской колледж и Астраханское речное училище. Эти учебные заведения обеспечивают кадровый потенциал транспортного комплекса области. В области создаются условия для сохранения и привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления морской деятельностью; сохранения и развития структуры образования со специализацией на различные виды морской деятельности; укрепления российских морских традиций. Морская тематика постоянно освещается в средствах массовой информации, основными из которых являются Всероссийская государственная телерадиокомпания "Лотос", областные газеты "Волга", "Астраханские известия", "Комсомолец Каспия", "Горожанин", районная газета "Лиманский вестник". Вопросы защиты и сохранения морской среды Экосистема Каспийского моря в ХХ столетии претерпела необратимые изменения, обусловленные вселением новых видов, зарегулирование поверхностного стока и другими причинами. Экологическая безопасность Каспийского моря - это состояние защищенности его экосистемы и живых ресурсов от различных угроз, в том числе и исходящих от человека. Сохранение морской среды Каспия в основном зависит от следующих основных угроз экологической безопасности: Правовые Несовершенство правовой защиты экосистем является угрозой экологической безопасности, так как может привести к нанесению невосполнимого ущерба окружающей среде. Правовой режим охраны окружающей среды Каспийского моря так же, как и правовой режим других видов морской деятельности, складывается из норм, определенных в правовом статусе, пяти- и двусторонних соглашениях, а также национальном законодательстве прибрежных государств. Впервые вопросы о статусе Каспийского моря были подняты на государственном уровне администрацией Астраханской области. Правовой статус имеет особое значение не только потому, что он относит Каспий к той или иной категории водоемов, а главным образом потому, что он устанавливает границы национальной юрисдикции и определяет права прибрежных государств на природные ресурсы моря. Решение проблемы правого статуса Каспия будет способствовать развитию экономического сотрудничества прикаспийских государств и влиять на обстановку в регионе. Переговоры между прикаспийскими государствами продолжаются в течение нескольких лет. Окончательной договоренности по поводу правового статуса Каспийского моря пока нет. Деятельность Астраханской области в Прикаспии базируется на договорах и соглашениях практически со всеми его регионами - с Атырауской и Мангистауской областями Республики Казахстан, с северными провинциями Исламской Республики Иран, с правительством Азербайджанской республики. Нефтяные Расширение нефтегазодобывающей деятельности на всех стадиях ее цикла является угрозой экологической безопасности, если оно не сопряжено с применением безопасных технологий и повышением эффективности действий по ликвидации аварийных разливов. В прилегающем к Астраханской области российском секторе Каспийского моря изучение, разведку и добычу углеводородного сырья ведет предприятие ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", которое которая имеет лицензии на недропользование на 3 участка морского дна, и ООО "Каспийская нефтяная компания", которая имеет лицензию на недропользование на 1 участок морского дна. В 2004 году подрядными организациями ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" и ООО "Каспийская нефтяная компания" (КНК) проводились геофизические исследования, инженерно-геологические изыскания, геологические изыскания, проектно-экологический мониторинг. В ООО "ЛУКОЙЛ" создана система экологической безопасности. Это - комплекс мероприятий, направленных на исключение ущерба окружающей среде, минимизации воздействия на экосистему Северного Каспия. Основными элементами системы экологической безопасности являются подсистемы управления отходами, борьбы с аварийными сбросами, компенсационных мероприятий и мониторинга окружающей среды. Основной целью экологической политики ООО "ЛУКОЙЛ" является сведение к минимуму негативного воздействия производственной деятельности на окружающую природную среду. На Каспийском море эта цель получила свое наиболее полное воплощение в принципе "нулевого сброса", который в настоящее время применяется при проведении поисково-разведочного бурения. "Нулевой" сброс означает, что все производственные и бытовые отходы, образующиеся на буровой платформе, собираются и отправляются на береговые базы. Но даже при соблюдении принципа "нулевого" сброса полностью гарантировать защиту окружающей среде Северного Каспия нельзя. Существуют аварийные выбросы, утечки во время ремонтных работ и т.д. Никто не застрахован от случайностей. Существует мировая статистика, которая показывает, что самый опасный для природы вид работ - это добыча нефти в море. По российским нормам допускается потеря двух процентов ежегодно добываемой нефти. Это довольно значительная цифра для мелководного Северного Каспия, глубина которого не превышает пяти метров. И здесь сосредоточено 90% всех экосистем. Причем они уникальны и в определенной степени являются гарантией устойчивости глобальной биосферы. При активном ведении буровых работ в Северном Каспии в той или иной мере будет нанесен ущерб рыбным ресурсам, а также в целом заповедной зоне дельты реки Волги и Северного Каспия, в том числе Астраханскому биосферному заповеднику и водно-болотным угодьям международного значения. Не меньшую угрозу морской среде Северного Каспия представляют намечаемые к строительству газопроводы. Компанией "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" в последнее время рассматривается вопрос строительства газопровода для транспортировки малосернистого природного газа с месторождения Хвалынское и попутного газа с месторождения им. Ю.Корчагина до береговых сооружений в Астраханской области. На согласование в Управление Росприроднадзора по Астраханской области представлено 4 варианта прохождения трассы морской части газопровода, на основании которых разработаны предложения по обеспечению максимальной безопасности для морской среды Северного Каспия. Указанные предложения приняты к исполнению ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть". С 1997 года ОАО "ЛУКОЙЛ" проводит комплексные экологические исследования, охватывающие акваторию, существенно превышающую по своим размерам лицензионный участок. В результате широкомасштабных исследований ОАО "ЛУКОЙЛ" стала обладателем уникальных информационных ресурсов, характеризующих современное состояние экосистемы Северного Каспия. От компаний, осуществляющих разведку месторождений углеводородного сырья на Северном Каспии, информация о воздействии нефтегазодобывающей деятельности на морскую среду и последствиях этого воздействия на экосистемы Каспийского моря поступает в Управление Росприроднадзора по Астраханской области. Ежегодно Управлением согласовываются программы производственного экологического мониторинга и планы ликвидаций аварийных разливов нефтепродуктов указанных компаний. Каждая стадия производственной деятельности по освоению месторождений углеводородного сырья проходит государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне. Предварительно материалы рассматриваются в Управление Росприроднадзора по Астраханской области. Транспортные Увеличение судоходства также представляет угрозу экологической безопасности региона, если оно не сопряжено с мерами предотвращения загрязнения моря с судов, снижения риска аварий и столкновений, а также ограничения движения судов в районах, наиболее чувствительных к их влиянию. В настоящее время не существует каких-либо соглашений прикаспийских государств о безопасности мореплавания. Только Россия и Иран обладают национальным морским правом. В связи с этим уровень защищенности морских экосистем Каспия от негативного воздействия судоходства очень низок. Контроль соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Астраханской области осуществляется Северо-Каспийской специализированной инспекцией. Сбор судовых отходов (подсланевые воды, сточные воды, мусор) с проходящих через Астраханскую область судов осуществляет семь организаций, имеющих лицензии по обращению с опасными отходами и использующих специальные суда-сборщики. Проверками, проведенными инспекцией, существенных нарушений законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды не выявлено. Биологические Нарушение баланса между промысловым изъятием и естественным пополнением запасов живых ресурсов, а также неконтролируемое вселение новых видов являются угрозами экологической безопасности, так как они могут привести к необратимым изменениям структуры и функций биологических сообществ. За последние 20 лет вылов осетровых сократился в 20 раз, а всех видов рыб - в три раза. Это результат ослабления усилий прикаспийских государств, в том числе и России, по охране биоресурсов и регулированию их изъятия. Браконьерский, почти неуправляемый лов осетровых, привел к резкому снижению их поголовья. Сокращение добычи снизило противоречия стран-соперниц, и все они готовы к снижению объемов добычи или даже к полному ее запрету. Более 10 лет идет согласование важного межгосударственного соглашения о сохранении биоресурсов Каспийского моря. Исходя из позиций нашего государства о неделимости водной толщи моря и его биоресурсов, необходимо заключить пакетное соглашение о создании системы и органа солидарной ответственности прикаспийских государств за рациональное природопользование на Каспии и неприкосновенность его заповедных зон. До настоящего времени не создан пятисторонний центр мониторинга Каспийского моря. Постановлением Правительства Российской Федерации № 726 от 25 сентября 2002 года общая координация мониторинга состояния окружающей природной среды возложена на МПР России. Несмотря на неизбежные ресурсные ограничения и организационно-правовые проблемы, государственный экологический мониторинг существует и развивается. Однако в Каспийском регионе в настоящее время не сформирован комплексный системный подход к проблемам изучения природных ресурсов. Из-за отсутствия нормативно-законодательной базы и единой системы требований к экологическому мониторингу, потребность в информации о состоянии экосистемы Каспийского моря не удовлетворяется. В связи с этим необходимо объединить существующий научный и технический потенциал региона для мониторинга влияния разведки и разработки нефтегазовых месторождений на биоресурсы и среду их обитания на основе принципов функциональной интеграции, добровольности, открытости информации и др. Важно отработать механизм систематического обмена данными между различными организациями и ведомствами прикаспийских государств и наладить анализ полученной информации для подготовки сбалансированных решений об управлении морскими и прибрежными экосистемами Каспийского региона. Гидрологические Нарушение естественного гидрологического режима является угрозой экологической безопасности, если оно приводит к ухудшению качества среды обитания живых организмов и не сопряжено с мерами, компенсирующими последствия этого ухудшения. В условиях зарегулированного стока Волги естественный паводок уступил место сбросам (рыбохозяйственным попускам), которые зависят от нужд энергетики: избыток воды может быть сброшен в сроки, когда рыба не готова к нересту. По итогам весенней путины объемы производства товарной рыбы за последние два года снизились на одну треть. В уменьшении уловов рыбаки винят энергетиков, не обеспечивших оптимальный для рыбного хозяйства режим сброса воды из водохранилищ. Из сказанного следует, что при зарегулировании стока Волги возникает необходимость в экологической и рыбохозяйственной оптимизации расходов и уровней воды, что не всегда удается. Гидрологическая угроза экологической безопасности Каспийского моря сегодня носит вполне реальный характер. Заключение В феврале 2005 года в Астрахани состоялась Первая Международная научно-практическая конференция "Проблемы сохранения экосистемы Каспия в условиях освоения нефтегазовых месторождений", которая, - принимая во внимание, что Каспийское море представляет собой замкнутый водоем и единую экосистему; является местом обитания самой большой в мире популяции осетровых рыб и значительного числа эндемичных и реликтовых видов флоры и фауны; отличается от других морей природными условиями, усиливающими воздействие растущей антропогенной нагрузки, особенно, нефтегазодобычи, на морские экосистемы; - сознавая, что освоение месторождений углеводородного сырья может стать стимулом экономического развития Каспийского региона и повышения благосостояния его жителей; приняла решение: - обратиться к правительствам прикаспийских государств, национальным и транснациональным нефтегазовым компаниям, действующим на Каспийском море со следующими рекомендациями: - ускорить введение в действие Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, подготовку и принятие дополнительных протоколов к ней; - на национальном уровне стимулировать разработку нормативно-правовых документов, обеспечивающих экологическую безопасность нефтяных операций на Каспийском море; - на международном уровне наладить работу по согласованию создаваемых нормативов и другие меры. |