Главная Обратная связь Карта портала
   19 Мая, Суббота

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНФОРМАЦИЯ О МОРСКОЙ СРЕДЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО ПРИМОРСКИЕ РЕГИОНЫ РОССИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Астраханская область
Республика Калмыкия
Республика Дагестан

Астраханская область

Астраханская область

 

Особенности внутреннего устройства Астраханской области, связанные с приморским положением

Россия традиционно присутствовала в прикаспийском регионе как государство, обладающее значительным транспортным потенциалом. Вместе с тем за последнее десятилетие возросло стремление стран прикаспийского региона расширить свое присутствие на Каспии как в области перевозок, так и освоения природных ресурсов. Здесь располагается зона сотрудничества не только пяти государств, имеющих выход к Каспийскому морю, но и многих других стран, чьи товары транзитом следуют через этот регион. По Каспию проходят кратчайшие пути, связывающие Европу со странами Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами бассейна Индийского океана.

Интеграция России в евроазиатскую мировую транспортную систему предусматривает включение ряда отечественных коммуникаций в международные транспортные коридоры, создание сети комбинированных перевозок, стыкующихся с аналогичными зарубежными сетями. Для этого ряд участков российской транспортной сети, в частности международного транспортного коридора "Север - Юг", нужно привести в соответствие с едиными евроазиатскими стандартами.

В бассейне Каспийского моря постоянно работают около 100 судов под российским флагом. В настоящее время перевозки по коридору осуществляются, в основном, только по транскаспийскому морскому варианту. Особое развитие получила двухсторонняя российско-иранская торговля. Действуют автопаромные линии из порта Оля на порт Энзели (Иран) и на порт Туркменбаши (Туркменистан).

Астраханская область в силу своего географического положения является основным российским участком коридора "Север-Юг". Она расположена на юго-западе России, в северном Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте реки Волги.

Основу экономики составляют топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Традиционные отрасли - судостроение и судоремонт, рыбная промышленность, овощеводство и бахчеводство. Наличие мощной производственной базы, удовлетворяющей самым высоким техническим требованиям, позволяет строить на верфях Астраханской области суда практически всех классов.

Транспортная составляющая области имеет разветвленную сеть коммуникаций - железных дорог - свыше 600 км, автодорог - более 3,5 тыс. км, водных путей - до 1,5 тыс. км и 185 км Волго-Каспийского судоходного канала. Большим преимуществом области является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать достоинства всех видов транспорта.

За многие десятилетия в Астрахани сформировалась развитая инфраструктура обеспечения мореплавания: портовые мощности, судостроительные и судоремонтные заводы, классификационные и научные учреждения, бассейновый радиоцентр и подразделения для метеорологического и гидрографического обеспечения дноуглубительных и аварийно-спасательных работ, санитарно-карантинного, пограничного и таможенного контроля, соответствующие учебные заведения.

Астраханский транспортный узел является вполне обустроенным пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков. Здесь работают предприятия, осуществляющие деятельность по перевозке грузов водным транспортом, их переработке, а также транспортно-экспедиторские.

Астраханская область сотрудничает с государствами прикаспийского региона. В рамках международного сотрудничества прикаспийские государства готовят соглашения:

- о правовом статусе Каспия;

- о торговом мореплавании на Каспийском море;

- о пограничных территориях;

- о защите морской среды Каспия;

- о сохранении и исследовании биоресурсов Каспийского моря.

 

В административном отношении область прошла ряд преобразований, а именно:

В 1717 году образована Астраханская губерния. В 1785 году она преобразована в Кавказское наместничество. В 1802 году утвержден штат Астраханской губернии, а в 1803 году Астраханская губерния была разделена на две самостоятельные - Кавказскую и Астраханскую.

В 1920 году создана новая Астраханская губерния в составе Низовьев Волги.

С 1924 года после создания округов и проведения низового районирования эта территория входит в состав Нижне-Волжской области. В 1934 года в составе Сталинградского края.

27 декабря 1943 года была образована Астраханская область, которая включала в свой состав территорию упраздненной Калмыцкой АССР.

С 29 июня 1957 года после восстановления Калмыцкой АССР в западной части ее территории Астраханская область находится в современных границах.

В настоящее время в составе области все города, районы, поселки и сельские округа имеют статус муниципальных образований.

 

Приморские города и районы и поселения

Город Астрахань
Город основан в 1558 году как крепость. С 1717 года губернский и уездный центр. В 1-ой четверти XVIII века созданы военный флот, адмиралтейство, верфи и порт. Город расположен на островах, соединеных мостами.
В городе Астрахань расположен устьевой речной порт.

 

Поселки Икряное, Оля и другие

Эти поселки находятся на берегу основного морского и речного канала. В них расположены предприятия, связанные с морской деятельностью.

Поселок Икряное является административным центром Икрянинского района.

К поселку Оля подведена железная дорога.

Проселок городского типа Лиманский является административным центром района и станцией железной дороги, обслуживающей порт Оля.

 

Икрянинкий район

По территории этого района проходит трасса Астраханского морского и речного канала. В его состав входят поселки: Красные Баррикады, Волго-Каспийский, Трудфронт, Ильинка, село Сеитовка и другие, где расположены предприятия связанные с морской деятельностью.

 

Лиманский район
На территории Лиманского района расположены объекты морского порта Оля.

 

Органы управления морской деятельностью

Органами управления и координации морской деятельности в Астраханской области являются:

ГУ "Морская администрация порта Астрахань" Министерства транспорта Российской Федерации;

Министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области;

Комиссия по координации деятельности портов, пунктов пропуска и пограничных переходов через государственную границу Российской Федерации в Астраханской области.

Принято решение о создании Совета по морской деятельности при губернаторе Астраханской области.

 

По заданию ГУ "МАП Астрахань" Ростовским УПКБ "Стапель" в 2002 году для локализации и ликвидации разливов нефти разработан "План предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и других вредных веществ на акватории порта Астрахань с учетом речных и морской части Волго-Каспийского канала".

 

Астраханский портовый комплекс (АПК)

АПК включает в себя порты Астрахань, Оля и Бузан-порт. Всего в Астраханской области на территории этих портов работают 20 стивидорных компаний, из них 18 специализируются на перевалке сухих грузов и 2 - на наливных грузах.

Порт Астрахань расположен в пределах городской черты, открыт для международного судоходства и включает в себя 26 причалов, на 15 из которых переваливаются сухие грузы и на 12 нефтеналивные. Суммарная длина причальной стенки более 2,5 тыс. метров, глубины у причалов от 4 до 5,5 м.

Большинство причальных комплексов имеют внутрипортовые железнодорожные линии. Порт располагает складскими мощностями общей площадью свыше 200 тыс. кв.м., оснащен необходимой грузоподъемной техникой и оборудованием.

С развитием коридора "Север-Юг" наблюдается ежегодная тенденция роста основных показателей работы АПК. В 2004 году на причалах портов Астраханского транспортного узла переработано 7,9 млн. тонн грузов, что на 1,4% больше, чем в 2003 году. Такой рост обеспечен за счет наливных грузов, переработка которых была увеличена в 2,3 раза. На долю внешнеторговых грузов в 2004 году пришлось 62%. Транзитный грузопоток составил 2,2 млн. тонн, превысив показатели 2003 года в 1,4 раза.

 

Порт Оля расположен в дельте реки Волга в непосредственной близости от Каспийского моря. Выгодное географическое положение создает условия для круглогодичных перевалок грузов, обеспечивает выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали. Порт Оля открыт для международного судоходства, имеет статус пункта пропуска через государственную границу.

Порт работает в круглогодичном режиме.

Концепция развития порта Оля предусматривает два этапа - строительство первого грузового района, расположенного в непосредственной близости от села Оля и второго грузового района, расположенного в 4 км южнее первого (ильмень Забурунный).

Сейчас на первом грузовом районе построены и работают два причала общей длиной 330 метров, мощностью 600 тыс. тонн в год, специализирующиеся на перевалке автопаромных и генеральных грузов, а также современный контейнерный комплекс, оборудованный перегрузочной техникой, складскими площадями для обработки 14 тыс. TEU в год при проектных мощностях в 28 тыс. TEU.

В июле 2004 года завершено строительство железнодорожного подъездного пути к нему, соединительных, внутрипортовых путей и предпортовой станции с пропускной способностью в 1 миллион тонн грузов в год. Подъезд к причалам порта обеспечивается автомобильной и железной дорогами федерального значения с выходами на сеть автомобильных и железных дорог России.

Объектами инвестирования строительства новых причальных комплексов на первом грузовом районе являются:

- контейнерный терминал мощностью 1250 тыс. тонн (90 тыс. TEU) в год, (причалы №№ 8 и 9);

- универсальный (зерновой) комплекс мощностью 500 тыс. тонн грузов в год (причал № 6);

- автопаромный комплекс мощностью 600 тыс. тонн в год (причалы №№ 4,5);

- терминал для тяжеловесных грузов мощностью 100 тыс. тонн в год (причал № 7).

Общая мощность района составит до 4 млн. тонн грузов в год.

Перспективное развитие порта предполагает строительство второго грузового района, грузооборотом 12 млн. тонн, состоящего из терминала для генеральных грузов, паромного и нефтеналивного комплексов.

 

Бузан-порт - этот речной порт расположен в восточной части дельты Волги.

 

В порту Астрахань установлен, в порту Оля открыт пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в Астраханской области.

 

Общие характеристики предприятий, связанных с морской деятельностью

 
Астраханский филиал ФГУП "Росморпорт"

Он обеспечивает выполнение ремонтных, дноуглубительных работ в акваториях в портах Астрахань, Оля и на ВКК. Производит обновление плавучих и береговых средств навигационного оборудования. Обеспечивает деятельность глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ), систем навигации, связи, управления движением судов. Оказывает различные виды услуг судам непосредственно на территории и в акваториях портов и на ВКК, в том числе: лоцманскую и ледокольную проводку, буксировку судов и плавсредств, предоставление услуг связи, сюрвейерское обслуживание, брокерские услуги во всех сферах деятельности в морском бизнесе, гидрографические работы.

Предприятие имеет эксплуатационный причал в порту Астрахань, на котором одновременно могут приниматься 2 судна. На нем осуществляется круглогодичная бункеровка судов питьевой водой, оказываются услуги по отстою флота.

 

ФГУП «Северо-Каспийское морское пароходство»

 

ООО "Каспийская нефтяная компания"

 

Кроме того, с морской деятельность связаны и осуществляют коммерческую деятельность в портах: ОАО "Стрелецкое - Терминал", ОАО"Армада", "Мостотряд № 83", ОАО "Юг - Терминал", "Астраханский порт", ОАО "Зюйд - Вест", ОАО "Белуга - Терминал", ОАО «Астраханский зерновой терминал», ОАО "Центральный грузовой порт", ОАО "Волга - Порт", "Астраханский порт", ОАО "Альфа - Порт", ОАО «Астраханский морской рыбный порт», "ВТС - Порт", ОАО "Лукойл - НВНП" (Нефтяная база № 3, 5, 6), ООО «ККТ».

 

Система подготовки кадров
для обеспечения морской деятельности

В Астраханской области существует развитая система подготовки кадров для обеспечения морской деятельности - Астраханский Государственный Технический Университет, Астраханский морской колледж и Астраханское речное училище. Эти учебные заведения обеспечивают кадровый потенциал транспортного комплекса области. В области создаются условия для сохранения и привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления морской деятельностью; сохранения и развития структуры образования со специализацией на различные виды морской деятельности; укрепления российских морских традиций.

Морская тематика постоянно освещается в средствах массовой информации, основными из которых являются Всероссийская государственная телерадиокомпания "Лотос", областные газеты "Волга", "Астраханские известия", "Комсомолец Каспия", "Горожанин", районная газета "Лиманский вестник".

 

Вопросы защиты и сохранения морской среды

Экосистема Каспийского моря в ХХ столетии претерпела необратимые изменения, обусловленные вселением новых видов, зарегулирование поверхностного стока и другими причинами.

Экологическая безопасность Каспийского моря - это состояние защищенности его экосистемы и живых ресурсов от различных угроз, в том числе и исходящих от человека.

Сохранение морской среды Каспия в основном зависит от следующих основных угроз экологической безопасности:

 

Правовые

Несовершенство правовой защиты экосистем является угрозой экологической безопасности, так как может привести к нанесению невосполнимого ущерба окружающей среде.

Правовой режим охраны окружающей среды Каспийского моря так же, как и правовой режим других видов морской деятельности, складывается из норм, определенных в правовом статусе, пяти- и двусторонних соглашениях, а также национальном законодательстве прибрежных государств.

Впервые вопросы о статусе Каспийского моря были подняты на государственном уровне администрацией Астраханской области. Правовой статус имеет особое значение не только потому, что он относит Каспий к той или иной категории водоемов, а главным образом потому, что он устанавливает границы национальной юрисдикции и определяет права прибрежных государств на природные ресурсы моря. Решение проблемы правого статуса Каспия будет способствовать развитию экономического сотрудничества прикаспийских государств и влиять на обстановку в регионе. Переговоры между прикаспийскими государствами продолжаются в течение нескольких лет. Окончательной договоренности по поводу правового статуса Каспийского моря пока нет.

Деятельность Астраханской области в Прикаспии базируется на договорах и соглашениях практически со всеми его регионами - с Атырауской и Мангистауской областями Республики Казахстан, с северными провинциями Исламской Республики Иран, с правительством Азербайджанской республики.

 

Нефтяные

Расширение нефтегазодобывающей деятельности на всех стадиях ее цикла является угрозой экологической безопасности, если оно не сопряжено с применением безопасных технологий и повышением эффективности действий по ликвидации аварийных разливов.

В прилегающем к Астраханской области российском секторе Каспийского моря изучение, разведку и добычу углеводородного сырья ведет предприятие ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", которое которая имеет лицензии на недропользование на 3 участка морского дна, и ООО "Каспийская нефтяная компания", которая имеет лицензию на недропользование на 1 участок морского дна. В 2004 году подрядными организациями ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" и ООО "Каспийская нефтяная компания" (КНК) проводились геофизические исследования, инженерно-геологические изыскания, геологические изыскания, проектно-экологический мониторинг.

В ООО "ЛУКОЙЛ" создана система экологической безопасности. Это - комплекс мероприятий, направленных на исключение ущерба окружающей среде, минимизации воздействия на экосистему Северного Каспия. Основными элементами системы экологической безопасности являются подсистемы управления отходами, борьбы с аварийными сбросами, компенсационных мероприятий и мониторинга окружающей среды.

Основной целью экологической политики ООО "ЛУКОЙЛ" является сведение к минимуму негативного воздействия производственной деятельности на окружающую природную среду. На Каспийском море эта цель получила свое наиболее полное воплощение в принципе "нулевого сброса", который в настоящее время применяется при проведении поисково-разведочного бурения. "Нулевой" сброс означает, что все производственные и бытовые отходы, образующиеся на буровой платформе, собираются и отправляются на береговые базы.

Но даже при соблюдении принципа "нулевого" сброса полностью гарантировать защиту окружающей среде Северного Каспия нельзя. Существуют аварийные выбросы, утечки во время ремонтных работ и т.д. Никто не застрахован от случайностей. Существует мировая статистика, которая показывает, что самый опасный для природы вид работ - это добыча нефти в море.

По российским нормам допускается потеря двух процентов ежегодно добываемой нефти. Это довольно значительная цифра для мелководного Северного Каспия, глубина которого не превышает пяти метров. И здесь сосредоточено 90% всех экосистем. Причем они уникальны и в определенной степени являются гарантией устойчивости глобальной биосферы. При активном ведении буровых работ в Северном Каспии в той или иной мере будет нанесен ущерб рыбным ресурсам, а также в целом заповедной зоне дельты реки Волги и Северного Каспия, в том числе Астраханскому биосферному заповеднику и водно-болотным угодьям международного значения.

Не меньшую угрозу морской среде Северного Каспия представляют намечаемые к строительству газопроводы.

Компанией "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" в последнее время рассматривается вопрос строительства газопровода для транспортировки малосернистого природного газа с месторождения Хвалынское и попутного газа с месторождения им. Ю.Корчагина до береговых сооружений в Астраханской области. На согласование в Управление Росприроднадзора по Астраханской области представлено 4 варианта прохождения трассы морской части газопровода, на основании которых разработаны предложения по обеспечению максимальной безопасности для морской среды Северного Каспия. Указанные предложения приняты к исполнению ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть".

С 1997 года ОАО "ЛУКОЙЛ" проводит комплексные экологические исследования, охватывающие акваторию, существенно превышающую по своим размерам лицензионный участок. В результате широкомасштабных исследований ОАО "ЛУКОЙЛ" стала обладателем уникальных информационных ресурсов, характеризующих современное состояние экосистемы Северного Каспия.

От компаний, осуществляющих разведку месторождений углеводородного сырья на Северном Каспии, информация о воздействии нефтегазодобывающей деятельности на морскую среду и последствиях этого воздействия на экосистемы Каспийского моря поступает в Управление Росприроднадзора по Астраханской области. Ежегодно Управлением согласовываются программы производственного экологического мониторинга и планы ликвидаций аварийных разливов нефтепродуктов указанных компаний. Каждая стадия производственной деятельности по освоению месторождений углеводородного сырья проходит государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне. Предварительно материалы рассматриваются в Управление Росприроднадзора по Астраханской области.

 

Транспортные

Увеличение судоходства также представляет угрозу экологической безопасности региона, если оно не сопряжено с мерами предотвращения загрязнения моря с судов, снижения риска аварий и столкновений, а также ограничения движения судов в районах, наиболее чувствительных к их влиянию.

В настоящее время не существует каких-либо соглашений прикаспийских государств о безопасности мореплавания. Только Россия и Иран обладают национальным морским правом. В связи с этим уровень защищенности морских экосистем Каспия от негативного воздействия судоходства очень низок.

Контроль соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Астраханской области осуществляется Северо-Каспийской специализированной инспекцией.

Сбор судовых отходов (подсланевые воды, сточные воды, мусор) с проходящих через Астраханскую область судов осуществляет семь организаций, имеющих лицензии по обращению с опасными отходами и использующих специальные суда-сборщики. Проверками, проведенными инспекцией, существенных нарушений законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды не выявлено.

 

Биологические

Нарушение баланса между промысловым изъятием и естественным пополнением запасов живых ресурсов, а также неконтролируемое вселение новых видов являются угрозами экологической безопасности, так как они могут привести к необратимым изменениям структуры и функций биологических сообществ.

За последние 20 лет вылов осетровых сократился в 20 раз, а всех видов рыб - в три раза. Это результат ослабления усилий прикаспийских государств, в том числе и России, по охране биоресурсов и регулированию их изъятия. Браконьерский, почти неуправляемый лов осетровых, привел к резкому снижению их поголовья. Сокращение добычи снизило противоречия стран-соперниц, и все они готовы к снижению объемов добычи или даже к полному ее запрету.

Более 10 лет идет согласование важного межгосударственного соглашения о сохранении биоресурсов Каспийского моря. Исходя из позиций нашего государства о неделимости водной толщи моря и его биоресурсов, необходимо заключить пакетное соглашение о создании системы и органа солидарной ответственности прикаспийских государств за рациональное природопользование на Каспии и неприкосновенность его заповедных зон.

До настоящего времени не создан пятисторонний центр мониторинга Каспийского моря. Постановлением Правительства Российской Федерации № 726 от 25 сентября 2002 года общая координация мониторинга состояния окружающей природной среды возложена на МПР России. Несмотря на неизбежные ресурсные ограничения и организационно-правовые проблемы, государственный экологический мониторинг существует и развивается.

Однако в Каспийском регионе в настоящее время не сформирован комплексный системный подход к проблемам изучения природных ресурсов.

Из-за отсутствия нормативно-законодательной базы и единой системы требований к экологическому мониторингу, потребность в информации о состоянии экосистемы Каспийского моря не удовлетворяется.

В связи с этим необходимо объединить существующий научный и технический потенциал региона для мониторинга влияния разведки и разработки нефтегазовых месторождений на биоресурсы и среду их обитания на основе принципов функциональной интеграции, добровольности, открытости информации и др. Важно отработать механизм систематического обмена данными между различными организациями и ведомствами прикаспийских государств и наладить анализ полученной информации для подготовки сбалансированных решений об управлении морскими и прибрежными экосистемами Каспийского региона.

 

Гидрологические

Нарушение естественного гидрологического режима является угрозой экологической безопасности, если оно приводит к ухудшению качества среды обитания живых организмов и не сопряжено с мерами, компенсирующими последствия этого ухудшения.

В условиях зарегулированного стока Волги естественный паводок уступил место сбросам (рыбохозяйственным попускам), которые зависят от нужд энергетики: избыток воды может быть сброшен в сроки, когда рыба не готова к нересту. По итогам весенней путины объемы производства товарной рыбы за последние два года снизились на одну треть. В уменьшении уловов рыбаки винят энергетиков, не обеспечивших оптимальный для рыбного хозяйства режим сброса воды из водохранилищ.

Из сказанного следует, что при зарегулировании стока Волги возникает необходимость в экологической и рыбохозяйственной оптимизации расходов и уровней воды, что не всегда удается. Гидрологическая угроза экологической безопасности Каспийского моря сегодня носит вполне реальный характер.

 

Заключение

В феврале 2005 года в Астрахани состоялась Первая Международная научно-практическая конференция "Проблемы сохранения экосистемы Каспия в условиях освоения нефтегазовых месторождений", которая,

- принимая во внимание, что Каспийское море представляет собой замкнутый водоем и единую экосистему; является местом обитания самой большой в мире популяции осетровых рыб и значительного числа эндемичных и реликтовых видов флоры и фауны; отличается от других морей природными условиями, усиливающими воздействие растущей антропогенной нагрузки, особенно, нефтегазодобычи, на морские экосистемы;

- сознавая, что освоение месторождений углеводородного сырья может стать стимулом экономического развития Каспийского региона и повышения благосостояния его жителей;

приняла решение:

- обратиться к правительствам прикаспийских государств, национальным и транснациональным нефтегазовым компаниям, действующим на Каспийском море со следующими рекомендациями:

- ускорить введение в действие Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, подготовку и принятие дополнительных протоколов к ней;

- на национальном уровне стимулировать разработку нормативно-правовых документов, обеспечивающих экологическую безопасность нефтяных операций на Каспийском море;

- на международном уровне наладить работу по согласованию создаваемых нормативов и другие меры.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?> институт проектирование металлургических заводов