Главная Обратная связь Карта портала
   31 Декабря, Четверг

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Морские перевозки
Промышленное рыболовство
Освоение морских минеральных и энергетических ресурсов
Судостроение
Военно-морская деятельность
Научные исследования
Итоги работы отрасли
Развитие морского промышленного рыболовства: проблемы и перспективы (по бассейнам)
Таможенный контроль и проблемы контрабанды морепродуктов
Правонарушения в сфере рыбного промысла. Борьба с браконьерством

Таможенный контроль и проблемы контрабанды морепродуктов
Версия для печати

Как известно, рыболовство остается одной из самых проблемных и криминогенных отраслей страны. За последние годы происходит постоянный рост правонарушений, связанных с добычей водных биоресурсов. При этом, на территории Российской Федерации расположены несколько основных регионов, в которых добывают ценные виды рыб и морепродуктов, пользующихся большим, устойчивым, прогнозируемым спросом за границей и относящихся к наиболее валютоемким товарам.

Основными регионами добычи морских биоресурсов в Российской Федерации являются Дальневосточный, Северо-Западный и Южный федеральные округа. На Дальнем Востоке концентрируются крупнейшие в стране запасы морских биоресурсов - почти 75%.

Основными районами добычи морепродуктов в Дальневосточном регионе являются акватории Охотского и Берингова морей, районы острова Сахалин, средних и южных Курильских островов, побережья Приморского края. Основными районами добычи морепродуктов в европейской части России являются районы Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

Таможенный контроль в районах вылова морепродуктов осуществляется силами Дальневосточного таможенного управления, а в европейской части России - силами Северо-Западного и Южного таможенных управлений.

Основной объем экспорта рыбных биоресурсов осуществляется с Дальнего Востока. Основными районами добычи морепродуктов в Дальневосточном регионе являются акватории Охотского и Берингова морей, районы острова Сахалин, средних и южных Курильских островов, побережья Приморского края.

В настоящее время в районах, отделенных от финансовых и кредитных ресурсов, ориентированных в основном на добычу рыбы, большинство бывших государственных предприятий обанкротились, численность работающих в рыбной отрасли сократилась почти в 2 раза. Необходимость выживания заставила рыбаков выйти на платежеспособный и динамичный зарубежный рынок. Следствием этого стало массовое браконьерство, которое на сегодняшний день является одной из наиболее серьезных угроз экономической безопасности страны.

На обстановку в сфере обеспечения контроля за соблюдением законодательства при перемещении через таможенную границу Российской Федерации продукции морского промысла продолжают оказывать значительное влияние следующие элементы.

1. Порядок распределения квот на промысел.

Стоимость права добычи значительно превышает стоимость реализованной продукции по данной квоте как на внутреннем рынке, так и на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Некоторые рыбопромышленные компании стараются приобрести минимальные квоты, например на добычу крабов, в промысловых районах (5-10 тонн). С получением разрешения на промысел суда в территориальных водах Российской Федерации осуществляют добычу краба в минимальных количествах 200-1000 кг, одновременно выставляя в море ловушки для краба. Затем совершают переход до ближайшего погранично-таможенного пункта, где производят таможенное оформление указанного количества краба на экспорт. Расчет рентабельности эксплуатации среднего рыболовного судна, специализирующегося на промысле краба, показывает, что добыча и последующая транспортировка в иностранные порты данного количества морепродукции в условиях рыночной экономики является убыточным для рыбопромышленного предприятия. Фактически, следуя в иностранный порт, суда поднимают раннее выставленные ловушки и догружают на борт выловленного краба, а в случае появления патрульных судов таможни экипажи судов изымают из трюмов и сбрасывают за борт незадекларированную продукцию.

2. Рост тенденции ухода рыбопромысловых судов российских компаний под флаги иностранных государств и базирования этих судов в иностранных портах.

Иными словами увеличилось количество «судов-призраков», которые приобретаются российскими гражданами на доходы, полученные от реализации морепродуктов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, для использования в промысловой деятельности и исключительной экономической зоне Российской Федерации. В большинстве случаев это небольшие (малотоннажные) пластиковые боты, шхуны, предназначенные для промысла на небольших глубинах (до 150 м). Кроме того, данные суда используются как транспортные для перевозки незаконно добытой продукции рыбного промысла. Нигде не зарегистрированные, эти суда осуществляют свою деятельность по поддельным документам. При этом отдельные из них имеют несколько комплектов документов.

3. Осуществление основных объемов браконьерской добычи и контрабандного вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации продукции морского промысла под контролем и при непосредственном участии организованных преступных группировок.

Наличие большого количества добывающих судов в Дальневосточном регионе и относительная простота промысла обусловили возможность получения сверхприбылей в сфере экспорта морских биоресурсов. При этом практически все биоресурсы являются потенциально экспортным товаром, что не могло не привлечь к ним интереса криминальных группировок, влияние которых четко прослеживается в деятельности рыбодобывающих предприятий. Так, по некоторым данным, криминальные структуры ввели своих представителей в советы директоров наиболее крупных и динамично развивающихся предприятий, в органы власти региона. Мелкие компании зачастую выкуплены лицами, связанными с преступными структурами, и вынуждены действовать по установленным организованными преступными группировками правилам.

Имеются сведения, что в территориальные воды Российской Федерации для добычи ценных пород рыб, краба и иных биоресурсов заходят не только российские суда, но и иностранные. Это относится и к судам, базирующимся в иностранных портах и не состоящих ни в реестре флота, ни на балансе российских предприятий («суда-пираты»), хотя фактически они принадлежат российским лицам и укомплектованы российскими экипажами. Также бывают «суда-двойники», которые имеют комплекты документов на право плавания под флагом иного государства либо используют для противоправной деятельности аббревиатуру или иные реквизиты рыбодобывающих компаний и судов региона.

Одна из схем незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации морских биоресурсов связана с деятельностью рыболовецких судов, производящих вылов биоресурсов в территориальных водах, которые выходят за пределы таможенной границы и отгружают рыбопродукцию на суда-перегрузчики, вывозящие ее в порты зарубежных стран. При вывозе рыбопродукции из районов лова рыболовецкие суда и перегрузчики не производят ее декларирования, так как по коносаментам вся продукция направляется в российские порты.

Еще один пример связан с промыслом краба у побережья Хабаровского края. В мае-июне лов производится за 12-мильной зоной и суда работают с «закрытой границей». К августу популяция краба мигрирует в территориальные воды России. Краболовные суда, работающие за пределами 12-мильной зоны, незаконно пересекают государственную границу Российской Федерации, ставят ловушки и возвращаются обратно. Через несколько дней (2-4 дня) краболовы вновь заходят в территориальные воды России, снимают ловушки и возвращаются в экономическую зону для переработки незаконно добытого краба.

Ряд судов вообще не значатся ни в одном из государственных судовых реестров соответствующих портов, а юридические лица, которым они якобы принадлежат, такими видами деятельности, как добыча, переработка, транспортировка и реализация продуктов морского промысла, никогда не занимались либо вообще не существуют.

Основным препятствием в решении данных проблем является отсутствие у таможенных органов морских судов, отвечающих современным требованиям. Для эффективного выполнения возложенных задач на всем протяжении морской границы Российской Федерации требуется большая автономность и хорошая мореходность судов. Имеющиеся суда не способны в полной мере осуществлять контроль вверенной акватории.

Анализ информации позволяет полагать, что организаторы контрабанды биоресурсов не жалеют средств на дорогостоящую закрытую спутниковую связь, другое техническое оснащение, подкуп должностных лиц контролирующих органов, способных отслеживать маршруты движения таможенных судов и оповещать об этом суда нарушителей. Данное обстоятельство требует нахождения судов в море длительное время, с частой сменой места дислокации.

В 2007 году ФСБ России совместно с ФТС России, МВД России и Минсельхозом России провели комплекс мероприятий по организации контроля промысла лососей российскими и иностранными пользователями водных биологических ресурсов. В рамках реализации указанного комплекса были осуществлены выезды в зону деятельности Камчатской и Сахалинской таможен Дальневосточного таможенного управления с целью организации взаимодействия заинтересованных правоохранительных ведомств, а также усиления контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации продукции лососевых видов рыб.

За период проведения указанных мероприятий таможенными органами возбуждено 4 уголовных дела (3 по информации, поступившей из регионального пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу (далее - РПУ ФСБ России по ДФО), 1 при проведении совместных с РПУ ФСБ России по ДФО проверочных мероприятий) и 11 дел об административном правонарушении (8 по информации, поступившей из РПУ ФСБ России по ДФО, 3 при проведении совместных с РПУ ФСБ России по ДФО проверочных мероприятий).

Вместе с тем в ходе работы совместной рабочей группы на Камчатке и на Сахалине были выявлены следующие проблемы.

При осуществлении таможенными органами правоохранительной деятельности, связанной с пресечением правонарушений в сфере незаконного перемещения через таможенную границу морских биоресурсов, во взаимодействии с пограничными и иными правоохранительными органами возникают ситуации, когда пограничные органы задерживают суда с такой продукцией в отсутствие таможенных органов. При этом информация о таких задержаниях поступает в таможенные органы в виде сведений о результатах служебной деятельности пограничных органов. В соответствии с п.3 ч.3 ст. 151 УПК России обязанность по осуществлению предварительного расследования, а соответственно и проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК России по фактам задержания пограничными органами контрабанды в отсутствие таможенных органов возложена на пограничные органы ФСБ России. Иное решение вопроса, в том числе и возложение обязанностей по проведению таких проверок и расследованию уголовных дел на таможенные органы, не соответствует требованиям положений ст. 143-145 УПК России, п.3 ч.3 ст. 151 УПК России и может привести к следующим проблемам.

Расследование преступлений данной категории (контрабанда биоресурсов) имеет свою специфику, особенно в части жесткой необходимости закрепления следов преступления непосредственно сразу же при задержании судна с «контрабандной» морепродукцией. Так, если сразу же при задержании судна в соответствующих процессуальных документах не закрепить следы возможного промысла, наличие на судне промыслового оборудования и ориентировочного объема морепродукции (заполняемость трюмов и чанов), не принять меры к обнаружению документов, «черновых записей», свидетельствующих о промысле либо незаконном перегрузе морепродукции, а также к изъятию судовых, промысловых и технологических журналов, к сверке судовых радиолокационных станций (далее - РЛС), не произвести своевременный подробный опрос членов экипажа об обстоятельствах появления, нахождения продукции на борту судна и ее перемещения на судне через таможенную границу Российской Федерации, не принять меры к охране трюмов (чанов) с продукцией и обеспечением ее сохранности (соблюдение соответствующего температурного режима, обеспечение аэрации трюмов и своевременной замены воды в трюмах), то пока судно будет доставлено в порт и поставлено к причалу (а на это может уйти до пяти суток), где и можно будет осуществить процессуальные действия в соответствии с УПК России и КоАП России, могут возникнуть следующие ситуации:

- следы перегруза и вылова на судне уничтожаются, промысловое оборудование приводится в негодность либо демонтируется;

- уничтожаются (сокрываются) документы и черновые записи с информацией о месте (координатах) вылова (перегруза) и фактическом количестве продукции;

- членами команды делаются дописки в журналах судна (судовом, промысловом и машинном) о поломках двигателя и вынужденном дрейфе, которые не соответствуют действительности, но опровергнуть которые впоследствии достаточно сложно;

- РЛС настраиваются таким образом, что имеющиеся на них данные о местонахождении судна не соответствуют фактическим данным, что в свою очередь может привести к возникновению у нарушителей версии о заблуждении судоводителей относительно фактического местонахождения судна и о пересечении судном границы Российской Федерации;

- не опрошенные своевременно члены экипажа выработают единую версию, позволяющую уйти от уголовной ответственности;

- нарушается режим хранения морепродукции (отключается аэрация, нарушается температурный режим, не производится замена воды), что приводит к порче (гибели) товара, а соответственно и снижению рыночной стоимости морепродукции, а иногда и невозможности ее определить по состоянию на момент совершения преступления (перемещения ее через таможенную границу Российской Федерации);

- предпринимаются меры по сбросу продукции за борт.

При возникновении данных ситуаций доказательства, которые могут быть получены и закреплены только непосредственно при задержании и конвоировании судна, утрачиваются, что в свою очередь не дает возможности довести возбужденные уголовные дела данной категории до суда и привлечь лиц, виновных в совершении контрабанды, к уголовной ответственности. К сожалению, данные нарушения при задержании судов пограничными органами встречаются нередко. Кроме того, при закреплении следов преступления сотрудники пограничных органов, несмотря на то, что в соответствии с УПК России наделены полномочиями по расследованию контрабанды, задержанной ими в отсутствии представителей таможенных органов, по инерции принимают меры только в части обнаружения и закрепления признаков правонарушений, связанных с нарушениями государственной границы Российской Федерации. При этом зачастую преступления с признаками контрабанды ими не регистрируются, проверки в порядке ст. 144 УПК России не проводятся, решения в соответствии со ст. 145 УПК России в части контрабанды не принимаются.

Направление таких материалов в таможенные органы для принятия решения в порядке ст. 145 УПК России в части контрабанды приведет к тому, что таможенные органы будут осуществлять расследование по уголовным делам, имеющим довольно слабую судебную перспективу в силу нарушений, допущенных пограничными органами, и нести ответственность за результаты такого расследования, а пограничные органы, в свою очередь, будут неправомерно освобождены от их обязанностей по рассмотрению в порядке ст. 144-145 УПК России сообщений о контрабанде, задержанной в отсутствие таможенных органов, и расследованию таких преступлений.

Вместе с тем следует отметить, что в результате работы Межведомственной рабочей группы представителями таможенных и пограничных органов достигнута договоренность о проведении для сотрудников пограничных органов курсов подготовки.

Кроме того, в процессе реализации мер, связанных с осуществлением правоохранительной деятельности, у таможенных органов возникают проблемы, связанные с хранением морских судов, являющихся предметами правонарушений, а именно - невозможно провести изъятие судов (являющихся предметами и орудиями правонарушений).

Например, в зоне ответственности Сахалинской таможни отсутствуют организации, обладающие возможностями по размещению морских судов в портах, а также по поддержанию их жизнедеятельности и сохранности в период хранения.

Сахалинская таможня не имеет возможности обеспечить сохранность и живучесть арестованных транспортных средств, в обязанность Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России также не входит обеспечение сохранности транспортных средств, на которые в рамках процессуальных действий Сахалинской таможней наложен арест. Принимая во внимание тот факт, что собственники как российские, так и иностранные лица, нередко отказываются принимать на хранение арестованные транспортные средства, как следствие, возникает ситуация, которая может повлечь за собой гибель арестованного имущества (которое в силу ст. 26.6 КоАП России должно быть сохранено до принятия решения по делу), а также поставить под угрозу жизнь членов экипажа в случае отсутствия необходимого судового снабжения.

Кроме того, в ходе работы указанной рабочей группы получены сведения о том, что в настоящее время к незаконному перемещению через таможенную границу Российской Федерации морских биоресурсов причастны научные суда (суда, имеющие научные квоты либо осуществляющие научную деятельность в районах промысла).

Серьезной проблемой остается состояние контроля за незаконными выгрузками продукции морского промысла в иностранных портах. Многочисленные попытки организовать действенный мониторинг за добычей и вывозом продукции морского промысла российскими судами непосредственно из районов промысла не принесли желаемого результата.

Спецификой таможенного оформления продукции морского промысла, вывозимой непосредственно из районов промысла, является то, что исходя из определения таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации продукция морского промысла, добываемая российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации и вывозимая в иностранные порты непосредственно из районов промысла, не подлежит таможенному оформлению. В связи с тем, что районы промысла определены без учета территориального деления, практически не представляется возможным определить, где именно добыта продукция и, следовательно, необходимо ли ее таможенное оформление.

ФТС России осуществляет взаимодействие с Республикой Корея (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве и взаимной помощи по таможенным вопросам от 19 ноября 1992 г.) и Японией (Меморандум о направлениях развития сотрудничества между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Департаментом таможенных сборов и тарифов Министерства финансов Японии от 28 февраля 2007 г.), т.е. теми странами, в портах которых незаконные выгрузки продукции морского промысла, добытой российскими судами, носят систематический характер. В соответствии с нотой Министерства иностранных дел Российской Федерации № 2430н/1да от 9 марта 2006 года ФТС России получает по дипломатическим каналам копии грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), представленных российскими рыбопромысловыми судами в портах Японии. К сожалению, таможенные органы Российской Федерации не могут использовать копии ГТД в качестве доказательной базы при рассмотрении дел об административных и уголовных правонарушениях в сфере рыболовства, так как необходима их легализация в странах совершения правонарушений. ФТС России пытается в настоящее время провести консультации с Высшим Арбитражным судом Российской Федерации, однако самостоятельно решить данный вопрос не представляется возможным, поскольку в этом процессе должны быть задействованы консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. Несмотря на неоднократные поручения различным ведомствам Российской Федерации, вопрос до сих пор не решен.

Выходом из создавшейся ситуации может быть обязательная доставка продукции, добытой в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в российские порты.

ФТС России принимала участие в работе по подготовке проекта закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», по результатам которой Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2007 г. № 333-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого регламентируют обязательную доставку водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и продукты их переработки на таможенную территорию Российской Федерации. Данное положение вступило в силу с 2009 г.

ФТС России участвовала в согласовании проекта постановления Правительства Российской Федерации «О доставке уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, и продуктов их переработки на территорию Российской Федерации».

ФТС России участвовала в согласовании проекта распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие предприятий по переработке рыбы, включая: введение запрета на выдачу квот иностранным организациям; обеспечение приоритета в выдаче квот российским предприятиям, развивающим собственную переработку рыбы и морепродуктов; установление эффективного таможенного контроля и пресечение незаконной добычи (вылова) и контрабанды водных биологических ресурсов и продукции их переработки» и планомерно работает по выполнению поручений Правительства Российской Федерации, содержащихся в нем.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>