Особенности внутреннего устройства Калининградской области, связанные с его приморским положением
Калининградская область - самый западный регион Российской Федерации. Территория области - 15,1 тыс. кв. километров, население 943,2 тыс. человек (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года).
Область образована в 1946 году на трети территории бывшей Восточной Пруссии, переданной по решению Потсдамской конференции Советскому Союзу.
В настоящее время Калининградская область - российский полуанклав в окружении зарубежных государств-членов Евросоюза, имеющий выход к Балтийскому морю. Ее территория ограничена государственной границей России - на юге с Польшей, а на востоке и севере - с Литвой. На западе область омывается водами Балтийского моря.
В состав области входит 22 муниципальных образования, включающих в себя: город Калининград, 13 административных районов, 3 городских округа (Светлогорск, Светлый и Балтийск), а также 4 города и 1 поселок (Янтарный), расположенные на территории районов, которые тоже обладают правами муниципального образования. Города, являющиеся центрами административных районов, муниципальными образованиями не являются. В настоящее время готовится формирование ряда новых муниципальных образований.
Экономико-географическое положение Калининградской области имеет выгоды, определяемые следующими факторами:
- близость к рынкам стран Евросоюза;
- возможность вхождения в трансъевропейские транспортные коридоры (автомагистрали "ВИА Балтика" и "ВИА Ганзеатика") и другие общеевропейские коммуникации;
- наличие на территории области единственного принадлежащего Российской Федерации на Балтийском море незамерзающего портового комплекса;
- природными и историко-культурными условиями, благоприятными для развития туризма, чему способствует приморское положение региона, наличие обширных пляжей и таких уникальных природных объектов, как Куршская и Вислинская косы;
- наличием полезных ископаемых.
Органы управления морской деятельностью
К органам управления морской деятельностью на территории Калининградской области относятся:
- Администрация Калининградской области;
- ГУ "Администрация морского порта Калининград"
- ФГУ «Государственная администрация Калининградского морского рыбного порта»;
- Калининградский филиал «Росморпорта» и администрации морских портов и портпунктов области;
- территориальные органы федеральных органов государственной власти:
o Пограничное управление ФСБ Российской Федерации по Калининградской области;
o Северо-Западное таможенное управление (Калининградский регион),
o Балтийский Флот;
o ФГУ "Западно-Балтийское управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства";
o Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Калининградской области;
o Калининградская специализированная морская инспекция МПР России;
o ФГУП «Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (АтлантНИРО);
- администрации муниципальных образований - городов и районов области;
- общественные организации: "Союз рыбопромышленников Запада", Калининградский областной союз рыболовецких колхозов, "Союз рыбаков Балтики", "Ассоциация рыбодобывающих организаций Куршского залива", "Ассоциация рыбодобывающих организаций Калининградского залива".
Администрация Калининградской области осуществляет координацию действий территориальных органов власти и управления, предприятий и организаций, связанных с морской деятельностью через Совет по морской деятельности при главе администрации (губернаторе) области, Рыбохозяйственный совет Калининградской области, Совет промышленников и предпринимателей Калининградской области и др.
Общие характеристики морской деятельности
По структуре морскую деятельность Калининградской области можно условно разделить на два направления - деятельность транспортного комплекса (в первую очередь портового) и деятельность рыбохозяйственного комплекса.
В транспортном комплексе выделяется ориентированный на обслуживание внешнеэкономической деятельности морской транспорт.
Порт Калининград
Калининград расположен в юго-восточной части Балтийского моря. Являясь самым западным и единственным незамерзающим российским портом на Балтийском море, порт сегодня - один из наиболее удобных транзитных пунктов перевалки грузов с Востока на Запад и обратно.
Порт имеет выгодное географическое положение. Расстояние до столиц близлежащих государств: Вильнюса, Риги, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 км, до крупнейших иностранных портов на Балтике - 400-700 км.
С морем порт соединяется Калининградским морским каналом длиной 43,0 км, шириной 50-80 м, глубиной 9-10,5 м. По нему могут проходить суда длиной до 170,0 м, осадкой - 8,0 м, грузоподъемностью до 20,0 тыс. тонн.
Порт расположен на пересечении основных интермодальных транспортных коридоров (I, IX) в Особой экономической зоне Российской Федерации (ОЭЗ).
В активе порта:
- наличие в регионе двух пунктов стыковки европейской и российской колеи железных дорог;
- кратчайшие относительно других портов Балтики морские расстояния до основных западноевропейских портов.
Железнодорожные и автомобильные трассы соединяют причалы порта напрямую со всей сетью транспортных путей России и других стран.
Находясь в окружении стран Европейского Союза, порт связан регулярными судоходными линиями с иностранными портами: Киль (Германия), Гамбург (Германия), Роттердам (Нидерланды), Феликстоун (Великобритания), Клайпеда (Литва), Эльблонг (Польша), а также с портом Санкт-Петербург (Россия).
Порт Калининград имеет около 8 км причальных линий, через которые осуществляют перевалку грузов стивидорные компании:
Открытое акционерное общество "Калининградский морской торговый порт";
Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградский морской рыбный порт";
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть";
Открытое акционерное общество "Портовый элеватор";
Закрытое акционерное общество "Терминал ГМБ";
Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградская портовая нефтебаза";
Закрытое акционерное общество "Балтийская нефтеперевалочная компания";
Закрытое акционерное общество "Балтийская стивидорная компания" и другие.
Общие проектные возможности портовых терминалов составляют около 20 миллионов тонн различных грузов в год.
Вследствие протекционистской политики Правительства Российской Федерации в отношении российских портов с 2002 года идет стабильный рост грузооборота в портовом комплексе области. Полученные дополнительные средства вкладываются в модернизацию предприятий для увеличения перегрузочных мощностей.
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
4,4
млн. тонн
|
5,8
млн. тонн
|
9,9
млн. тонн
|
12,5
млн. тонн
|
13,5
млн. тонн
|
ОАО "Калининградский морской торговый порт"
Оно предоставляет полный комплекс услуг нем грузо- и судовладельцам, связанных с транспортировкой любых грузов от отправителя к получателю.
Основные из них: погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, экспедирование грузов, логистика, энергоснабжение сторонних организаций, услуги телефонной связи и Internet.
Порт имеет прямой договор с ОАО "Российские железные дороги", а также соглашения с администрациями железных дорог Литвы и Белоруссии на экспедирование грузов по железной дороге.
Клиентам и инвесторам порта предоставляются налоговые и таможенные льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об особой экономической зоне Калининградской области".
Используя преимущества Особой экономической зоны, на причалах порта функционируют производства по доработке поступающих в порт грузов: изготовление премиксов и витаминно-минеральных добавок, приведение фанерных листов к европейскому стандарту, разделение кокса на фракции и др.
На территории порта для удобства клиентов и ускорения процесса таможенного оформления грузов функционирует центр оформления грузов, который включает в себя органы таможенного, пограничного, ветеринарного и фитоконтроля, таможенного брокера и отделение банка.
Все услуги в порту осуществляются на основе прямых договоров при использовании гибкой системы тарифов и индивидуального подхода к клиенту.
СТРУКТУРА ГРУЗООБОРОТА
Несмотря на специфические условия работы порта в закрытом регионе, отдаленном от остальной территории России странами ЕС, порт максимально сориентирован на обслуживание российских грузопотоков и грузопотоков стран СНГ.
Калининградский морской торговый порт является универсальным и перерабатывает все виды грузов, основные из них:
- черные и цветные металлы;
- зерновые грузы;
- удобрения (в таре и навалом);
- минерально-строительные материалы;
- целлюлоза и бумага;
- рефрижераторные грузы (в основном импортные продукты: рыба, мясо, фрукты и прочие);
- навалочные и насыпные грузы (кокс, чугун, металлолом, ферросплавы, уголь);
- лесные грузы (экспортный баланс и пиломатериалы, фанера);
- контейнеры (в том числе рефрижераторные);
- автотехника;
- генеральные грузы в любой упаковке и пр.
При сложившейся структуре грузооборота порт имеет возможность переваливать на своих грузовых терминалах до 6 миллионов тонн грузов в год и располагает свободной территорией для дальнейшего развития.
ПРИЧАЛЫ И СКЛАДЫ
Порт размещен в двух гаванях (Вольной и Индустриальной), связанных с Балтийским морем морским каналом, протяженностью 43 км.
Площадь территории порта - 66,4 га, количество причалов - 19, в том числе 2 для приема судов типа РО-РО. Длина причальной линии - 3170 метров.
Максимальные размеры принимаемых судов:
- длина - 170 метров;
- осадка -8 метров.
Складские площади.
Площадь открытых охраняемых складов (с асфальтовым, железобетонным покрытием и покрытием из железобетонных плит) - 215 тыс. кв. метров.
Площадь крытых складов (в том числе холодильников и складов-цехов), всего - 52 тыс. кв. метров. Крытые склады имеют рампы и подъездные железнодорожные пути
Холодильники.
Холодильник № 1 предназначен для хранения мороженных мясных и рыбных продуктов при t° = - 18°-24°С. Оборудован двумя морозильными камерами площадью 333 м2 и 428 м2.
Холодильник № 2 общей площадью 4465 м2 может работать в двух режимах:
- в режиме рефрижераторного склада с температурой хранения 0° + 5°С;
- в режиме холодильника с температурой хранения -18°-24° |