Главная Обратная связь Карта портала
   17 Марта, Четверг

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Калининградская область
Ростовская область
Краснодарский край

Калининградская область
Версия для печати

Особенности внутреннего устройства Калининградской области, связанные с его приморским положением

Калининградская область - самый западный регион Российской Федерации. Территория области - 15,1 тыс. кв. километров, население 943,2 тыс. человек (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года).

Область образована в 1946 году на трети территории бывшей Восточной Пруссии, переданной по решению Потсдамской конференции Советскому Союзу.

В настоящее время Калининградская область - российский полуанклав в окружении зарубежных государств-членов Евросоюза, имеющий выход к Балтийскому морю. Ее территория ограничена государственной границей России - на юге с Польшей, а на востоке и севере - с Литвой. На западе область омывается водами Балтийского моря.

В состав области входит 22 муниципальных образования, включающих в себя: город Калининград, 13 административных районов, 3 городских округа (Светлогорск, Светлый и Балтийск), а также 4 города и 1 поселок (Янтарный), расположенные на территории районов, которые тоже обладают правами муниципального образования. Города, являющиеся центрами административных районов, муниципальными образованиями не являются. В настоящее время готовится формирование ряда новых муниципальных образований.

Экономико-географическое положение Калининградской области имеет выгоды, определяемые следующими факторами:

- близость к рынкам стран Евросоюза;

- возможность вхождения в трансъевропейские транспортные коридоры (автомагистрали "ВИА Балтика" и "ВИА Ганзеатика") и другие общеевропейские коммуникации;

- наличие на территории области единственного принадлежащего Российской Федерации на Балтийском море незамерзающего портового комплекса;

- природными и историко-культурными условиями, благоприятными для развития туризма, чему способствует приморское положение региона, наличие обширных пляжей и таких уникальных природных объектов, как Куршская и Вислинская косы;

- наличием полезных ископаемых.

 

Органы управления морской деятельностью

К органам управления морской деятельностью на территории Калининградской области относятся:

- Администрация Калининградской области;

- ГУ "Администрация морского порта Калининград"

- ФГУ «Государственная администрация Калининградского морского рыбного порта»;

- Калининградский филиал «Росморпорта» и администрации морских портов и портпунктов области;

- территориальные органы федеральных органов государственной власти:

o       Пограничное управление ФСБ Российской Федерации по Калининградской области;

o       Северо-Западное таможенное управление (Калининградский регион),

o        Балтийский Флот;

o       ФГУ "Западно-Балтийское управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства";

o       Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Калининградской области;

o       Калининградская специализированная морская инспекция МПР России;

o       ФГУП «Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (АтлантНИРО);

- администрации муниципальных образований - городов и районов области;

- общественные организации: "Союз рыбопромышленников Запада", Калининградский областной союз рыболовецких колхозов, "Союз рыбаков Балтики", "Ассоциация рыбодобывающих организаций Куршского залива", "Ассоциация рыбодобывающих организаций Калининградского залива".

 

Администрация Калининградской области осуществляет координацию действий территориальных органов власти и управления, предприятий и организаций, связанных с морской деятельностью через Совет по морской деятельности при главе администрации (губернаторе) области, Рыбохозяйственный совет Калининградской области, Совет промышленников и предпринимателей Калининградской области и др.

 

Общие характеристики морской деятельности

По структуре морскую деятельность Калининградской области можно условно разделить на два направления - деятельность транспортного комплекса (в первую очередь портового) и деятельность рыбохозяйственного комплекса.

В транспортном комплексе выделяется ориентированный на обслуживание внешнеэкономической деятельности морской транспорт.

 

Порт Калининград

Калининград расположен в юго-восточной части Балтийского моря. Являясь самым западным и единственным незамерзающим российским портом на Балтийском море, порт сегодня - один из наиболее удобных транзитных пунктов перевалки грузов с Востока на Запад и обратно.

Порт имеет выгодное географическое положение. Расстояние до столиц близлежащих государств: Вильнюса, Риги, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 км, до крупнейших иностранных портов на Балтике - 400-700 км.

С морем порт соединяется Калининградским морским каналом длиной 43,0 км, шириной 50-80 м, глубиной 9-10,5 м. По нему могут проходить суда длиной до 170,0 м, осадкой - 8,0 м, грузоподъемностью до 20,0 тыс. тонн.

Порт расположен на пересечении основных интермодальных транспортных коридоров (I, IX) в Особой экономической зоне Российской Федерации (ОЭЗ).

В активе порта:

- наличие в регионе двух пунктов стыковки европейской и российской колеи железных дорог;

- кратчайшие относительно других портов Балтики морские расстояния до основных западноевропейских портов.

Железнодорожные и автомобильные трассы соединяют причалы порта напрямую со всей сетью транспортных путей России и других стран.

Находясь в окружении стран Европейского Союза, порт связан регулярными судоходными линиями с иностранными портами: Киль (Германия), Гамбург (Германия), Роттердам (Нидерланды), Феликстоун (Великобритания), Клайпеда (Литва), Эльблонг (Польша), а также с портом Санкт-Петербург (Россия).

Порт Калининград имеет около 8 км причальных линий, через которые осуществляют перевалку грузов стивидорные компании:

Открытое акционерное общество "Калининградский морской торговый порт";

Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградский морской рыбный порт";

Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть";

Открытое акционерное общество "Портовый элеватор";

Закрытое акционерное общество "Терминал ГМБ";

Федеральное государственное унитарное предприятие "Калининградская портовая нефтебаза";

Закрытое акционерное общество "Балтийская нефтеперевалочная компания";

Закрытое акционерное общество "Балтийская стивидорная компания" и другие.

Общие проектные возможности портовых терминалов составляют около 20 миллионов тонн различных грузов в год.

Вследствие протекционистской политики Правительства Российской Федерации в отношении российских портов с 2002 года идет стабильный рост грузооборота в портовом комплексе области. Полученные дополнительные средства вкладываются в модернизацию предприятий для увеличения перегрузочных мощностей.

 

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

 

4,4

млн. тонн

5,8

млн. тонн

9,9

млн. тонн

12,5

млн. тонн

13,5

млн. тонн

 

ОАО "Калининградский морской торговый порт"

Оно предоставляет полный комплекс услуг нем грузо- и судовладельцам, связанных с транспортировкой любых грузов от отправителя к получателю.

Основные из них: погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов, экспедирование грузов, логистика, энергоснабжение сторонних организаций, услуги телефонной связи и Internet.

Порт имеет прямой договор с ОАО "Российские железные дороги", а также соглашения с администрациями железных дорог Литвы и Белоруссии на экспедирование грузов по железной дороге.

Клиентам и инвесторам порта предоставляются налоговые и таможенные льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об особой экономической зоне Калининградской области".

Используя преимущества Особой экономической зоны, на причалах порта функционируют производства по доработке поступающих в порт грузов: изготовление премиксов и витаминно-минеральных добавок, приведение фанерных листов к европейскому стандарту, разделение кокса на фракции и др.

На территории порта для удобства клиентов и ускорения процесса таможенного оформления грузов функционирует центр оформления грузов, который включает в себя органы таможенного, пограничного, ветеринарного и фитоконтроля, таможенного брокера и отделение банка.

Все услуги в порту осуществляются на основе прямых договоров при использовании гибкой системы тарифов и индивидуального подхода к клиенту.

 

СТРУКТУРА ГРУЗООБОРОТА

Несмотря на специфические условия работы порта в закрытом регионе, отдаленном от остальной территории России странами ЕС, порт максимально сориентирован на обслуживание российских грузопотоков и грузопотоков стран СНГ.

Калининградский морской торговый порт является универсальным и перерабатывает все виды грузов, основные из них:

- черные и цветные металлы;

- зерновые грузы;

- удобрения (в таре и навалом);

- минерально-строительные материалы;

- целлюлоза и бумага;

- рефрижераторные грузы (в основном импортные продукты: рыба, мясо, фрукты и прочие);

- навалочные и насыпные грузы (кокс, чугун, металлолом, ферросплавы, уголь);

- лесные грузы (экспортный баланс и пиломатериалы, фанера);

- контейнеры (в том числе рефрижераторные);

- автотехника;

- генеральные грузы в любой упаковке и пр.

При сложившейся структуре грузооборота порт имеет возможность переваливать на своих грузовых терминалах до 6 миллионов тонн грузов в год и располагает свободной территорией для дальнейшего развития.

 

ПРИЧАЛЫ И СКЛАДЫ

Порт размещен в двух гаванях (Вольной и Индустриальной), связанных с Балтийским морем морским каналом, протяженностью 43 км.

Площадь территории порта - 66,4 га, количество причалов - 19, в том числе 2 для приема судов типа РО-РО. Длина причальной линии - 3170 метров.

Максимальные размеры принимаемых судов:

- длина - 170 метров;

- осадка -8 метров.

Складские площади.

Площадь открытых охраняемых складов (с асфальтовым, железобетонным покрытием и покрытием из железобетонных плит) - 215 тыс. кв. метров.

Площадь крытых складов (в том числе холодильников и складов-цехов), всего - 52 тыс. кв. метров. Крытые склады имеют рампы и подъездные железнодорожные пути

Холодильники.

Холодильник № 1 предназначен для хранения мороженных мясных и рыбных продуктов при t° = - 18°-24°С. Оборудован двумя морозильными камерами площадью 333 м2 и 428 м2.

Холодильник № 2 общей площадью 4465 м2 может работать в двух режимах:

- в режиме рефрижераторного склада с температурой хранения 0° + 5°С;

- в режиме холодильника с температурой хранения -18°-24°