Особенности Краснодарского края, связанные с его приморским положением
Краснодарский край является приморским субъектом Российской Федерации с административным центром в городе г. Краснодар. Край расположен на юге Европейской части России, в западной части Большого Кавказа (высоты до 3 256 м - г. Большой Псеушхо) и на Кубано-Приазовской низменности. На востоке - окраина Ставропольской возвышенности. Его территория омывается на юго-западе водами Черного моря, на северо-западе - Азовского моря и Керченского пролива.
Крупнейший курортный район России. Много холодных и термальных лечебных источников. Курорты: Сочи, Адлер, Анапа, Геленджик, Ейск, Горячий Ключ. Туапсинская курортная зона.
На территории Краснодарского края - Сочинский национальный парк, Кавказский заповедник.
Главные промышленные центры: города Краснодар, Новороссийск, Армавир, Туапсе, Тихорецк, Ейск, Кропоткин, Белореченск.
Общие характеристики морской деятельности
Транспорт
Судоходство осуществляется по Черному, Азовскому морям, р. Кубани (от устья Лабы).
Морские порты: Новороссийск, Туапсе, Сочи, Геленджик, Анапа (все - Черное море), Темрюк, Кавказ, Ейск (все - Азовское море).
Речные порты: Краснодар (р. Кубань).
Более 40% внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через порты Российской Федерации, перерабатываются в портах Краснодарского края. Крупнейшие в России порты Новороссийск и Туапсе, обеспечивают перевалку более 100 млн. тонн внешнеторговых грузов России, обслуживая треть российского нефтеэкспорта.
Развивающиеся порты Кавказ, Темрюк и Ейск обрабатывают суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн.
Порты Сочи, Анапа, Геленджик расположены в санаторно-курортной зоне и, в основном, обеспечивают обслуживание пассажирских перевозок.
Концепция развития морских портов Краснодарского края предусматривает увеличение их грузооборота до 155 млн. тонн в год, в том числе по наливным грузам до 95 млн. тонн, сухим - до 60 млн. тонн.
Морские перевозки грузов осуществляет одна из крупнейших в мире судоходная компания - ОАО «Новороссийское морское пароходство», речные и смешанные река-море - ОАО «Кубанское речное пароходство».
ОАО "Новороссийское морское пароходство"
Оно известно в мире под логотипом "НОВОШИП", это одна из крупнейших судоходных компаний России, располагающая 57 морскими судами общим дедвейтом 3,2 млн. тонн.
ОАО "Кубанское речное пароходство
Его основные виды деятельности: добыча нерудных строительных материалов, погрузочно-разгрузочные работы и перевозки речным транспортом, а также ремонт и техническое обслуживание судов "река-море" плавания и перегрузочной техники.
Морские порты
На территории Краснодарского края расположены 8 морских портов, открытых для международного сообщения.
Федеральные государственные учреждения «Морские администрации портов» выполняют функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах осуществляют.
Бассейновые филиалы федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" занимаются управлением государственной собственностью морских портов, обеспечением проектных глубин в подходных каналах и акваториях портов, организацией оказания услуг, связанных с портовой деятельностью.
Порт Новороссийск
История порта началась во второй половине XIX столетия, когда в Цемесской бухте были построены первые причальные комплексы для перевалки генеральных грузов и обслуживания пассажиров. Компоновка порта производилась с учетом сравнительно небольшой протяженности береговой линии бухты, что определило пирсовое расположение причалов. Первоначально это были узкие пристани, которые со временем, путем создания оторочки по их периметру, были преобразованы в широкие пирсы.
В настоящее время порт Новороссийск - это незамерзающий глубоководный порт с круглогодичной навигацией, являющейся современным многофункциональным и высокомеханизированным комплексом морских терминалов. Порт принимает суда самых различных типов, тоннажа и назначения.
В этом городе располагаются ГУ "Морская администрация порта Новороссийск" и Новороссийский филиал ФГУП "Росморпорт"
Порт делится на следующие районы:
ЗАПАДНЫЙ РАЙОН порта имеет 8 специализированных причалов с максимальной глубиной 13,5 метра. Причалы оснащены портовыми кранами, пневматическими перегружателями и другим оборудованием. Складские помещения занимают 20 тыс. кв. метров. Этот район специализируется на обработке судов с контейнерами, со скоропортящимися грузами, оборудованием, металлом, продовольственными и промышленными грузами и зерном.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН порта специализируется на перевалке, приемке, хранении, отгрузке различных видов оборудования, автотехники, металла, сахара-сырца, минеральных удобрений и зерна.
Район имеет 7 причалов с глубинами до 12 метров, крытые складские помещения до 25 тыс. кв. метров, портальные краны и другое транспортно-перегрузочное оборудование, в том числе пакетоформирующие машины.
ВОСТОЧНЫЙ РАЙОН располагает 6 причалами с глубинами до 13 метров. Технологическими трубопроводами район связан с цементным заводом "Пролетарий". Через склад, оборудованный упаковочными и пакетоформирующими машинами, ведется погрузка тарного цемента на суда.
Один причал, оснащенный двумя высокопроизводительными портальными пневмоперегружателями с автоматическим взвешиванием для выгрузки зерна из судов и погрузки в вагоны.
Один причал специализирован на отгрузке экспортного металлолома и металлопроката. Введен в эксплуатацию портовый холодильник емкостью на 5 тыс. тонн.
Новый ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ РАЙОН порта включает причалы автопаромного комплекса, зерновых грузов и металлолома.
ПАССАЖИРСКИЙ РАЙОН с морским вокзалом, отвечает современным требованиям обслуживания пассажиров.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ порта, в том числе производственные: база внутрипортовой механизации, электрохозяйство, центральные ремонтные мастерские, автобаза, ремонтно-строительный участок, информационно-вычислительный центр, участок связи и другие.
Все причалы используются НМТП на условиях аренды и являются федеральной собственностью.
В порту Новороссийск стивидорную деятельность осуществляют следующие компании: ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", ОАО "Новороссийский лесной порт", ОАО "Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие, "Геопорт" ФГУГП "НПО "Южморгеология", ОАО "Комбинат Импортпищепром", ЗАО "Портхолдинг", ОАО "Комбинат "Стройкомплект".
1. Открытое акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП).
Для обеспечения перевалки нефтегрузов НМТП имеет 7 причалов (нефтерайон Шесхарис), в том числе и глубоководный причал, способный принимать танкеры грузоподъемностью до 250 тыс. тонн.
Для перегрузки сухих грузов НМТП располагает тремя производственными районами (Восточный, Центральный и Западный) с 27 глубоководными причалами, способными принимать суда практически любого типа.
2. Открытое акционерное общество "Новороссийский судоремонтный завод".
Основные виды деятельности - судоремонт, перевалка грузов.
Предприятие занимает вторую позицию по объемам перевалки грузов, проходящих через Новороссийский транспортный узел. Завод располагает двумя доками, в том числе самым мощным в России, грузоподъемностью 60 тыс. тонн, ремонтная база оснащена современным оборудованием, имеет 13 технологических причалов, часть из которых используется для организации погрузочно-разгрузочных работ.
Предприятие курируется департаментом промышленности и лесных ресурсов Краснодарского края.
3. Открытое акционерное общество "Новороссийский лесной порт" ("Новорослесэкспорт").
Основной вид деятельности - перевалка сухих грузов в порту, в основном лес, пиломатериалы, контейнеры.
Предприятие занимает третье место в Новороссийском транспортном узле по объемам переработки грузов. Арендует 9 причалов, находящихся в федеральной собственности. Причалы оснащены портальными, козловыми и мобильными кранами, специальными контейнерными перегружателями. Акционерное общество имеет оборудование для доработки леса и пиломатериалов. Кроме того, с апреля 2004 года ОАО "Новорослесэкспорт" использует причалы бывшего рыбного порта.
4. Открытое акционерное общество "Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие" (НУТЭП).
Основные виды деятельности - экспедирование грузов, агентирование судов, автогрузовые перевозки, погрузочно-разгрузочные работы.
Предприятие арендует причалы автопаромного комплекса (№ 39, 39А, 39Б), нового Юго-восточного района порта.
Предприятие имеет контейнерный терминал, оснащенный современными специализированными перегружателями. Завершается строительство подъездных железнодорожных путей.
5. "Геопорт" принадлежит ФГУГП "НПО "Южморгеология".
Предприятие осуществляет коммерческую деятельность, предоставляя 50 пог. метров причала № 4 для обработки турецких судов типа Ро-Ро и организации погрузки (выгрузки) грузовых автомобилей.
6. Открытое акционерное общество "Комбинат Импортпищепром".
Его основные виды деятельности: прием и выгрузка из цистерн наливных грузов, обеспечение хранения и отгрузки на суда жидких химических удобрений и светлых нефтепродуктов (дизельное топливо).
Погрузка грузов в танкеры осуществляется через причалы 5 пристани (№ 26 и 27), арендуемые ОАО "Новороссийский морской торговый порт".
7. Закрытое акционерное общество "Портхолдинг".
Предприятие арендует два причала (№ 40 и 41) нового Юго-восточного района порта. На 41 причале размещено оборудование для отгрузки зерновых грузов. Основной вид перерабатываемых грузов - металлолом. Причалы используются по временной схеме. Продолжается работа по обустройству инженерной инфраструктуры. Отсутствие подъездных железнодорожных путей отрицательно сказывается на эффективности использования государственной собственности.
Порт Туапсе
Морской порт и город Туапсе расположены на Кавказском побережье Черного моря к юго-востоку от мыса Кадош.
Там расположены Туапсинскоий филиал ФГУП "Росморпорт" и ГУ "Администрация морского порта Туапсе".
На территории порта осуществляют деятельность следующие предприятия: ОАО "Туапсинский морской торговый порт", ОАО "Туапсинский судоремонтный завод", ООО "Туапсинский морской коммерческий порт", ООО "Туапсинский балкерный терминал".
1. ОАО "Туапсинский морской торговый порт".
Порт владеет тремя специализированными районами: нефтеналивным, сухогрузным, пассажирским.
Нефтеналивной район используется для обработки судов с осадкой до 13,5 метров и грузоподъемностью до 65 тыс. тонн. Причалы оснащены высокопроизводительным оборудованием, одновременно может производиться отгрузка шести сортов топлива.
Сухогрузный район используется для обработки судов с осадкой до 13,5 метров и грузоподъемностью до 50 тыс. тонн. В этом районе перерабатываются уголь, песок, марганцевая и хромовая руды, концентраты руд цветных металлов, аглоруда, магнезит, бокситы, хлебные грузы насыпью, сахар-сырец навалом, продовольственные и генеральные грузы, чугун навалом, металлы, тяжеловесные грузы массой одного места до 32 тонн.
Пассажирский район включает в себя пассажирский пирс, на котором расположены 2 причала длиной по 160 м каждый с глубинами 7,3 и 9,1 м.
Причалы порта являются государственной собственностью и арендуются ОАО "Туапсинский морской торговый порт".
2. ОАО "Туапсинский судоремонтный завод".
Основными видами производственной деятельности являются ремонт кораблей ВМФ, ФПС и морских гражданских судов различного назначения, а также производство сменно-запасных частей к судовым двигателям внутреннего сгорания.
Собственностью ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" является 8 причалов, 3 из которых переданы в аренду ОАО "Туапсинский морской торговый порт для организации перевалки навалочных и генеральных грузов, глубины у причалов до 8,5 м.
Для выполнения судокорпусных работ и ремонта винто-рулевого комплекса судов завод арендует плавучий док № 12 грузоподъемностью 15 тыс. тонн, являющийся федеральной собственностью.
Предприятие курируется департаментом промышленности и лесных ресурсов Краснодарского края.
3. Общество с ограниченной ответственностью "Туапсинский морской коммерческий порт".
Основной вид деятельности - погрузо-разгрузочные работы, складские операции.
Это предприятие было образовано 25 сентября 1931 года как Туапсинский рыбколхоз "Родина" В 1976 году он приобрел холодильник емкостью 500 тонн. В конце 1989 года на основании приказа "Госрыбхоза" и по решению общего собрания коллектива рыбколхоза и рыбзавода произошло объединение двух предприятий, рыбколхоз выкупил основные фонды рыбзавода.
В августе 1999 года произошла реорганизация колхоза в открытое акционерное общество "Родина". Акционерами ОАО "Фирма "Родина" являются бывшие пайщики рыбколхоза "Родина" - 288 человек. Коллективное имущество рыбколхоза перешло в собственность ОАО Фирма "Родина", в том числе причал рабочей длиной 157,5 п.м., находящийся в западной части акватории порта.
В 2003 году ОАО "Фирма "Родина" преобразовано в ЗАО "Туапсинский морской коммерческий порт", а для организации стивидорной деятельности образовано ООО "Туапсинский морской коммерческий порт", арендующий причал и портовое перегрузочное оборудование, в том числе 2 мобильных крана грузоподъемностью по 40 тонн и автопогрузчики.
4. ООО "Туапсинский балкерный терминал".
В апреле 2003 года ЗАО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим" (г. Москва) приобрело в собственность имущество ООО "Туапсинский судомеханический завод" (ТСМЗ) у ЗАО "Черноморские технологии". На базе имущества этого завода создано ООО "Туапсинский балкерный терминал".
Предприятие ведет работу по согласованию предпроектной документации по инвестиционному проекту - строительство на территории бывшего судомеханического завода комплекса по перевалке химических удобрений проектной мощностью 3 млн. тонн в год.
Порт Сочи
Морской порт Сочи специализируется на обслуживании и перевозках пассажиров и переработке небольших партий грузов. Порт располагает 15 причалами (4 - пассажирские, 8 - для маломерных судов и судов портового флота, 1 - грузовой, 1 - автопаромный, 1 - бункеровочный), огражденной территорией и закрытой акваторией площадью 23,6 га. Глубина на акватории до 9 м. Кроме этого к порту Сочи относятся причалы в 13 портопунктах: Имеретинская бухта. Южные культуры, Адлер, Кургородок, Кудепста, Мацеста, Курпарк, Новые Сочи, Мамайка, Дагомыс, Лоо, Аше.
В порту размещаются Сочинского филиала ФГУП "Росморпорт" и Сочинский филиал «Морская администрация порта Новороссийск».
Эксплуатационную деятельность в порту осуществляет ОАО "Сочинский морской торговый порт".
Грузовые операции производятся на причале № 13, автомобильные паромы (типа РО-РО) обрабатываются на причале № 14. Ограниченность территории порта и его географическое положение в городе не дает возможности строительства железнодорожных подъездных путей.
Портопункт Анапа
Морской порт Анапа был образован в 1899 года и в соответствии с классификацией по осуществлению грузовых операций и пассажирским перевозкам ему была присвоена вторая категория.
В 1902 году порту был построен грузовой причал длиной 113 м, который представляет собой бетонный массив, заполненный внутри камнем.
В 1955 году порт был реорганизован в портопункт, который вошел в состав Новороссийского морского торгового порта.
В 1959 году произведена реконструкция причала, в результате чего причал способен обеспечить безопасную стоянку судов грузоподъемностью до 3,5 тыс. тонн, длиной до 120 м и осадкой до 4 м.
Там располагается Анапский филиал «Администрации морской порта Новороссийск».
В порпункте имеется два склада площадью по 360 кв. м, три пневматических установки для перевалки зерна "Наэра". Грузовой причал находится в федеральной собственности и передан в аренду ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП).
Подъездные железнодорожные пути в порту отсутствуют, грузы перевозятся автомобильным транспортом.
В соответствии с постановлением главы города-курорта Анапа от 4.05.95 года перевалка грузов в порту запрещена на время курортно-оздоровительного сезона с 15 июня по 15 сентября.
В порту базируется пять пассажирских судов, общей пассажирской вместимостью 1130 человек. Суда принадлежат ОАО "НМТП" и обслуживают морские пассажирские перевозки на местных линиях. В летний период регулярно осуществляются морские прогулки в дельфинарий на мысе Утриш.
Эксплуатационную деятельность в порту осуществляет филиал ОАО "Новороссийский морской торговый порт" - "Морской порт Анапа".
Порт Геленджик
Геленджикский морской порт расположен на побережье Геленджикской бухты, которая находится в северо-восточной части Черного моря. Капитан порта - возглавляет Геленджикский филиал «Морская администрация порта Новороссийск.
В настоящее время Геленджикский морской порт является портом международного сообщения и имеет в своем составе: 120 метров причального фронта, который обслуживается одним портальным и тремя мобильными кранами, склады временного хранения, общей площадью 28,3 тыс. кв. м, стоянку для отстоя грузового (до 200 автомобилей) и легкового (до 400 автомобилей) транспорта, площадки-накопители для формирования судовых партий.
Стивидорную деятельность осуществляет ЗАО "Геленджикский морской порт".
Геленджикский морской порт специализирован на перевалке металла, леса, овощей и фруктов, автофургонов, обслуживании пассажиров.
Грузооборот порта не превышает 100 тыс. тонн в год.
Порт Темрюк
Порт Темрюк был построен в 1908 году на побережье Темрюкского залива Азовского моря в устье реки Кубань.
В 1999 году порт открыт для захода иностранных судов и в соответствии с приказом Министра транспорта Российской Федерации от 24 августа 2001 года № 58, был включен в перечень морских портов России.
Там размещаются Таманский филиал ФГУП "Росморпорт" и ГУ "Морская администрация портов Темрюк и Кавказ".
В настоящее время порт располагает причальным фронтом протяженностью 1332 погонных метра, принимает и обрабатывает суда с осадкой до 4,5 м, грузоподъемностью до 5 тыс. тонн.
Основная номенклатура перерабатываемых грузов: металлопрокат, круглый лес, пакетированные пиломатериалы, тарно-штучные и химические грузы, минеральные удобрения в мешках и биг-бегах.
Начиная с 2001 года в порту Темрюк ведутся работы по реконструкции существующих портовых мощностей и строительству новых перегрузочных комплексов. Перспективный грузооборот порта составляет 4,5 млн. тонн в год.
Стивидорную деятельность в порту Темрюк осуществляют следующие предприятия:
1. Общество с ограниченной ответственностью "Темрюкмортранс"
Предприятие специализируется на перевалке металлоизделий, лесных, навалочных грузов.
Для приема и хранения грузов имеет открытые складские площадки общей площадью 50 тыс. кв. метров и крытые склады площадью 2,9 тыс. кв. метров.
Общество имеет в собственности два причала № 9,10 (длиной по 145 п. м), оборудованных портальными кранами типа "Кировец" (грузоподъемность 20 тонн) и мобильными кранами грузоподъемностью от 25 до 50 тонн. Кроме этого, предприятие имеет автотранспортную колонну, располагающую 15 седельными тягачами "МАЗ" и прицепами различного назначения.
2. Закрытое акционерное общество "Темрюк-Сотра"
Предприятие арендует частный причал протяженностью 248 погонных метров.
Акционерное общество специализируется на перевалке металлоизделий, лесных и химических грузов.
Для приема и хранения грузов имеет крытый склад площадью 2,0 тыс. кв. м.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ предприятие использует 2 портальных крана грузоподъемностью 16 и 32 тонны.
3. Открытое акционерное общество "Морской торговый порт Темрюк"
Предприятие использует причал протяженностью 240 погонных метров.
Общество специализируется на перевалке лесных, навалочных и тарно-штучных грузов, для приема и хранения грузов имеет открытые складские площади.
Для перевалки грузов предприятие использует 2 башенных крана грузоподъемностью 10 тонн и 2 плавкрана грузоподъемностью 10 и 100 тонн.
4. Закрытое акционерное общество " Кубаньгрузсервис"
Основной вид деятельности предприятия - автотранспортные перевозки грузов, а также погрузочно-разгрузочные работы и складские операции в порту.
Акционерное общество арендует государственный причал № 18 протяженностью 150 метров и подкрановые пути, имеет два портальных крана грузоподъемностью 10 и 20 тонн, склады открытого и крытого хранения грузов.
Предприятие специализируется на перевалке генеральных и навалочных грузов, в настоящее время реализует проект строительства зернового перегрузочного комплекса.
5. Структурное подразделение "Дирекция по строительству перегрузочного комплекса" филиала "СКЖД" ОАО "РЖД"
Ведет строительство перегрузочного комплекса в Западном районе порта.
По временной схеме сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс - причальная стенка длиной 150 метров, оснащенный 2 портальными кранами грузоподъемностью по 20 тонн.
В настоящее время 2 причала находятся в незавершенном строительстве, ОАО "РЖД" с 2003 года объект не финансирует.
6. Закрытое акционерное общество "Темрюкский судоремонтный завод"
Основными видами деятельности предприятия являются ремонт и техническое обслуживание судов "река-море" плавания и перегрузочной техники, модернизация флота.
Предприятие имеет в собственности док, грузоподъемностью 5,5 тыс. тонн и необходимое оборудование для ремонта судов.
7. Открытое акционерное общество "Рассвет"
Образовано на базе рыбколхоза "Рассвет". Основной вид деятельности - лов и переработка рыбы. Предприятие имеет на балансе холодильник и цех для переработки рыбы. Производственную деятельность практически не осуществляет, занимая перспективную территорию для развития порта.
Администрацией Краснодарского края согласованы декларации о намерениях строительства в порту Темрюк следующих перегрузочных комплексов:
- морского универсального перегрузочного комплекса ОАО "Кубанское речное пароходство" в Западном районе порта;
- перевалочного комплекса сжиженных углеводородных газов ООО "Мактрен - Нафта" в Западном районе порта;
- зернового перегрузочного комплекса ОАО "Рассвет";
- зернового перегрузочного комплекса ООО "Холдинговая компания "Юг Агро" в Западном районе порта;
- морского универсального перегрузочного комплекса ООО "КГС - Мол" в Западном районе порта;
- ООО "Росхимтрейд" по строительству комплекса перевалки химических грузов в Западном районе порта.
Порт Кавказ
Порт Кавказ был построен в 1953 году для обеспечения работы железнодорожной и автомобильной пассажирской паромной переправы Крым-Кубань и расположен на косе Чушка в Керченском проливе.
В настоящее время порт принимает суда длиной до 140 метров и с осадкой до 5 метров. Основная номенклатура перерабатываемых грузов: нефть, нефтепродукты, легковые автомобили, зерновые грузы и минеральные удобрения.
Перевозки пассажиров и автомобилей осуществляет Государственная судоходная компания "Керченская паромная переправа" (Украина), которая располагает 3 автомобильными паромами.
Хозяйственную деятельность в порту Кавказ осуществляют следующие предприятия: ООО "СТЛ. Трейдинг", ЗАО "Лада-Геленджик-Транс", ОАО "Порт Кавказ", ОАО "Анроскрым".
1. Общество с ограниченной ответственностью "СТЛ. Трейдинг".
Предприятие арендует государственные причалы № 8,9 и специализируется на перевалке нефти, нефтепродуктов и жидких химических грузов. Для накопления судовых партий груза используются резервуарный парк нефтебазы емкостью 98 тыс. м3, который является собственностью ООО "СВЛ. Терминал".
2. Закрытое акционерное общество "Лада-Геленджик-Транс".
Предприятие арендует государственные причалы № 5,6 длиной 135 м и специализируется на перевалке легковых автомобилей Волжского автомобильного завода, генеральных и навалочных грузов.
Акционерное общество имеет на балансе склад для открытого хранения автомобилей площадью 3,4 га, подъездные железнодорожные пути, мобильные краны и автопогрузчики.
В настоящее время ЗАО "Лада-Геленджик-Транс" осуществляет строительство 2 причалов на Северном оградительном молу порта.
3. Открытое акционерное общество "Порт Кавказ".
Предприятие специализируется на перевалке генеральных и навалочных грузов, имеет на балансе причал № 24 длиной 150 м, склады временного хранения, подъездные железнодорожные пути, мобильные краны, плавкран и автопогрузчики.
4. Открытое акционерное общество "Анроскрым".
Оно образовано в 2003 году в целях реализации соглашения между Министерством транспорта Российской Федерации и Правительством Москвы о взаимодействии по восстановлению железнодорожного паромного сообщения через Керченский пролив.
ОАО "Анроскрым" завершило работы по восстановлению железнодорожного паромного комплекса в порту Кавказ (гидротехнических сооружений и стыковочных узлов для швартовки железнодорожных паромов). Кроме того, ОАО "Анроскрым" обеспечивает обслуживание автомобильной паромной переправы Крым-Кавказ.
Порт Ейск
Торговый морской порт Ейск построен в 1904 году в юго-восточной части Таганрогского залива Азовского моря.
В 1954 году со стороны Восточного мола торгового порта был образован рыбный порт с отдельным подходным каналом.
До 1992 года торговый порт являлся структурным подразделением Волго-Донского речного пароходства, не имел юридического лица и обслуживал каботажные перевозки. В результате акционирования в 1993 году имущество в порту было разделено на государственное (причалы и другие гидротехнические сооружения, акватория, подходной канал, средства навигационного оборудования и т.д.) и акционерное (здания, перегрузочная техника).
В 1993 году порт Ейск получил статус международного грузового порта и был открыт для захода иностранных судов.
Управление осуществляют Ейский филиала ФГУП "Росморпорт" и ГУ "Администрация Ейского морского порта".
В настоящее время порт Ейск специализируется на перевалке экспортно-импортных грузов в направлении портов Черноморского и Средиземноморского бассейнов, способен принимать суда "река - море" плавания с осадкой до 4,5 метров и водоизмещением до 5 тыс. тонн.
В течение последних лет за счет средств хозяйствующих субъектов был выполнен капитальный ремонт Западного мола методом создания защитной территории, на которой в последующем были оборудованы 3 грузовых причала.
На сегодняшний день грузовые операции в порту Ейск осуществляются на 11 причалах.
Существующие портовые мощности позволяют ежегодно перерабатывать более 3 млн. тонн.
Генеральной схемой развития порта предусматривается объединение акваторий торгового и рыбного портов, переспективный грузооборот порта должен составить более 5 млн. тонн в год.
В случае замерзания юго-восточной части Таганрогского залива проводка судов в порт осуществляется с помощью ледокола "Капитан Крутов".
Перевалку грузов в порту Ейск осуществляют следующие стивидорные компании:
1. Открытое акционерное общество "Ейский морской порт".
Предприятие специализируется на перевалке металлоизделий, лесных, зерновых, навалочных и тарно-штучных грузов, для приема и хранения грузов имеет открытые складские площадки общей площадью 30 тыс. кв. метров и 2 крытых склада площадью 3,5 тыс. кв. метров.
Акционерное общество арендует Западный, Восточный береговой откос и 4 государственных причала, оснащенных портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 28 тонн.
2. Общество с ограниченной ответственностью "Директория - Новый морской порт".
В корневой части Западного оградительного мола порта предприятием за счет собственных средств был построен причал протяженностью 287 погонных метров.
Акционерное общество специализируется на перевалке металлоизделий, лесных, тарно-штучных грузов, 20 и 40 - футовых контейнеров. Для приема и хранения грузов имеет открытые складские площадки общей площадью 33 тыс. кв. метров и 3 крытых склада общей площадью 4,3 тыс. кв. м. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ предприятие использует 3 портальных крана грузоподъемностью от 12,5 до 20 тонн и мобильный кран грузоподъемностью 63 тонны.
3. Общество с ограниченной ответственностью "Ейск - Порт - Виста".
Предприятием за счет собственных средств на Западном оградительном молу методом создания защитной территории построены 2 причала (№ 8,9) общей протяженностью 279 погонных метров.
Общество специализируется на перевалке металлоизделий, лесных, зерновых, навалочных и тарно-штучных грузов, собственной перегрузочной техники не имеет, использует оборудование по договорам аренды.
4. Закрытое акционерное общество "Ейск - Приазовье - Порт".
Основной вид деятельности - погрузо-разгрузочные работы, складские операции. Это акционерное общество арендует у рыбколхоза "Приазовье" причал длиной 113 погонных метров.
Предприятие специализируется на перевалке лесных и зерновых грузов, для приема, хранения и обработки грузов располагает крытым складом площадью 0,5 тыс. кв. м, подъездными железнодорожными путями, необходимой погрузочной техникой.
5. Открытое акционерное общество "Ейский портовый элеватор".
Основной вид деятельности предприятия - заготовка хлебопродуктов и маслосемян от хозяйств Ейского района, перевалка зерновых грузов, отгружаемых на экспорт, с железнодорожного и автомобильного транспорта в суда типа «река-море».
Строящийся новый морской порт в районе мыса Железный Рог
Концепцией развития портов Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 13. 04. 98 года № 192, в районе мыса Железный Рог было предусмотрено строительство специализированных перегрузочных комплексов по перевалке сжиженных углеводородных газов, аммиака, нефти и нефтепродуктов суммарной мощностью 12 млн. тонн в год.
Администрацией Краснодарского края одобрены декларации о намерениях строительства на Таманском полуострове следующих перегрузочных комплексов:
№
п/п
|
Наименование предприятия
|
Годовой объем перевалки грузов
|
Стоимость
проекта, млн. долл.
|
род груза
|
млн. т
|
1
|
ЗАО "Таманьнефтегаз"
|
нефтепрод.
СУГ
|
9,5
1,0
|
300
|
2
|
ОАО "Тольяттиазот"
|
Сжиж. аммиак, удобрения,
зерно
|
2
2
2
|
300
|
3
|
ООО "Тамань-Транзит"
|
нефтепрод.
|
10
|
65
|
4
|
ООО "ТПТ Терминал"
|
нефтепрод.
|
1,8
|
18
|
5
|
ООО "Союзресурс-Кубань"
|
нефтепрод.
|
6,5
|
120
|
6
|
ООО "Газэкспорт"
|
нефть
СУГ
|
5,0
1,0
|
320
|
Проблемы и перспективы развития предприятий морского и речного транспорта
Строительство и реконструкция перегрузочных комплексов в морских портах Краснодарского края является одним из наиболее привлекательных направлений экономики региона для вложения инвестиций.
Капитальные вложения в развитие основного производства предприятий морского транспорта, в том числе морских портов, только за последний год превысили 4 млрд. рублей.
В настоящее время на территории края реализуются инвестиционные проекты в направлении наращивания портовых перегрузочных мощностей общей стоимостью более 2 млрд. долларов США, что позволит в ближайшие 3-4 года увеличить пропускную способность морских портов в 1,5 раза. |