Главная Обратная связь Карта портала
   17 Марта, Четверг

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Санкт-Петербург
Ленинградская область
Калининградская область
Ростовская область
Краснодарский край

Ростовская область
Версия для печати

Особенности Ростовской области, связанные с ее приморским положением

Ростовская область является приморским субъектом Российской Федерации с административным центром в городе Ростов-на-Дону.

Ростовский речной порт - устьевой порт, открытый для захода иностранных судов. С 1998 года в порту функционирует международный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации для грузовых судов. Координация работы различных структур и ведомств по осуществлению функций торгового мореплавания в портах региона Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог координируются федеральное государственное учреждение «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС"), г. Ростов-на-Дону, а также ведомствами Администрации субъекта федерации - Министерством автомобильных дорог, транспорта и связи, Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области.

В городе Ростов-на-Дону открыты представительства МИД Российской Федерации и Генеральные консульства некоторых государств.

 

Существующие органы управления морской деятельностью  

В устьевых портах Дона (Ростов-на-Дону и Азов), открытых для международного судоходства, управление морской деятельностью осуществляется подразделениями ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" - службами капитанов портов Ростов-на-Дону и Азов, которые осуществляют свои полномочия в целях обеспечения торгового мореплавания, безопасности и порядка в портах в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Территориальные границы деятельности Государственного учреждения:

- река Дон от Цимлянского водохранилища до границ с морскими путями Азовского моря (приемный буй Азово-Донского морского канала);

- реки Северский Донец и Маныч.

Общая протяженность обслуживаемых водных путей - 800,3 км.

 

В городе Таганроге функционируют следующие органы управления морской деятельностью: Федеральное государственное унитарное предприятие "Азовское управление морских путей", государственное учреждение "Администрация морского порта Таганрог" (Таганрогский филиал ФГУП "Росморпорт"), ОАО "Таганрогский морской торговый порт", ОАО "Приазовье", ОАО "Таганрогский судоремонтный завод".

 

Общие характеристики морской деятельности

 

Структура и состав участников морской деятельности разнообразен и охватывает все стороны этой деятельности, такие как судоходство, фрахтование судов, брокерство, комплексное обслуживание флота, технический менеджмент и шипменеджмент, агентирование судов, крюинг, судоремонт.

В основном все головные предприятия, обеспечивающие морскую деятельность, расположены в Ростове-на-Дону, имеют филиалы и представительства в портах региона. Некоторые находятся в Москве и других городах России, в Ростове-на-Дону их интересы представляют Генеральные представительства.

Судоходные компании

Всего в Ростовской области работают 43 судоходные компании. Наиболее крупные участниками внешнеэкономической деятельности являются: Холдинг "Азово-Донское пароходство", СК "Блю Вэйв", "Азово-Черноморское представительство пароходства Волготанкер", ООО "Палмали", СК "Волжское пароходство", СК "Камское пароходство", СК "Северо-Западный флот", "Беломоро-Онежское пароходство" и другие.

Фрахтователи и брокеры

ООО "Агро-Индустриальная корпорация Астон", ЗАО "Дончарт", ООО "Крамбол", ООО  "Юг Руси" и другие.

Комплексное обслуживание флота

ООО "Лев", ООО "РОСТ", ООО "Абиссаль", ЗАО"Донинфлот" и другие.

Шипменеджмент и технический менеджмент

ООО "Кент шиппинг", ООО "Васильев марритайм", ООО "Палмали" и другие.

Агентирование судов и грузов

ЗАО "Навигатор", ООО "Астон", ООО "Интерагент", ООО "Трансфлот" и другие.

Крюинг

ЗАО "Меридиан", ООО "Регистр", ООО "Кадры" и другие.

Судоремонт

ОАО "Ростовский судоремонтный завод "Прибой", ОАО "Риф",ОАО "Красный Дон", ОАО "Моряк", ООО "Мидель".

Грузоперерабатывающие предприятия

ОАО"Ростовский порт", ЗАО "Торговый порт", ООО "АИК Астон", ООО "Юг Руси", ЗАО "Донинфлот", ЗАО ПФК "Братья", ООО "Праймери Дон", ЗАО "Навигатор", ОАО "РКХП", ООО "Корвет", ООО "Савилит".

 

Многие компании, как правило, совмещают различные виды морского бизнеса. Всего по порту Ростов-на-Дону зарегистрировано 123 участника различных видов морской деятельности.

 

Грузовая база портов Ростов-на-Дону и Азов

Носит довольно однообразный характер и состоит в основном из следующих элементов: металлолом до 43%, зерновые до 47%, лесные и уголь до 7%, остальные до 3%

В настоящий момент начато строительство в портах Ростов-на-Дону и Азов нескольких крупных причальных комплексов, позволяющих единовременно размещать до 30 единиц флота "река-море".

Работы по углублению Азово-Донского морского канала расширяют возможности устьевых портов по приему судов более крупного тоннажа, а также обеспечивают гарантированные габариты пути при действии нагонно-сгонных ветров, характерных для данного района плавания, тем самым, увеличивая пропускную способность устьевых портов.

Требуется реконструкция Ростовского разводного железнодорожного моста, включая обходной путь на западный мост, что позволит резко увеличить судопоток в створе порта Ростов-на-Дону, принимая во внимание окончание строительства второй нитки Кочетовского гидроузла в 2006 году.

Время и развитие пассажирских перевозок на судах "река-море" плавания в заграничном сообщении все настоятельнее ставит вопрос о создании в порту Ростов-на-Дону пассажирского пограничного терминала.

Основными производственными фондами, занятыми в морской деятельности, являются:

- причальные сооружения, износ которых превышает 30%;

- перегрузочная техника, имеющая сравнительно обновленный состав и оборудование на уровне современных требований позволяющих производить погрузку зерновых со скоростью до 800 т/час;

- флот "река-море", средний возраст которого колеблется в пределах от 12 до 17 лет, что значительно снижает его конкурентоспособность на фрахтовых рынках, это в свою очередь во многом определяет отмеченную выше однообразность грузовой базы портов Ростов-на-Дону и Азов.

 

В городе Ростове-на-Дону собрана практически вся учебная база подготовки судовых специалистов любого профиля, включая такие уникальные профессии как багермейстеры, речные специалисты пути, специалисты для судов "река-море" плавания, а также обеспечены все виды современной тренажерной подготовки для плавательского состава любой специальности.

Подготовку специалистов для предприятий водного транспорта осуществляют 2 филиала высших учебных заведений:

Ростовский филиал Волжской государственной академии водного транспорта,

филиал Новороссийской государственной морской академии.

В составе среднетехнических учебных заведений: Ростовский морской колледж им. Седова, Ростовское речное училище и профессионально-технические училища.

 

Таганрогский транспортный узел

Таганрогский транспортный узел включает в себя три стивидорных компании: ОАО "Таганрогский морской торговый порт", ОАО "Таганрогский судоремонтный завод", ОАО "Приазовье". Общая площадь Таганрогского морского транспортного узла составляет 26,1 га.

 

ОАО "Таганрогский морской торговый порт" имеет из 8 причалов, общей протяженностью 1204,1 м и с глубинами 4,5-5 метров. Причал № 9 длиной 61,1 м в нерабочем состоянии и подлежит реконструкции, остальные причалы в технически исправном состоянии. Все причалы являются грузовыми (причал № 8 - грузопассажирский).

Грузовые причалы являются универсальными с применением крановой системы механизации. На причалах установлены портальные краны грузоподъемностью от 5 до 32 тонн, которые позволяют создавать оптимальную концентрацию технологических линий для обработки принимаемых на этих причалах судах.

Для складирования грузов, требующих открытого хранения, в порту имеются складские и технологические площадки.

Для внутрипортового перемещения грузов в порту имеется автопогрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 25 тонн. Кроме того, в составе парка подъемно-транспортного оборудования имеются автокраны, бульдозер, экскаватор, тракторы, тягачи, прицепы.

В настоящий момент установочная мощность комплекса порта составляет 1,5-2,0 млн. тонн в год. Основная номенклатура перегружаемых грузов: прокат черных металлов, цветные металлы, уголь, глинозем, руда, контейнеры, оборудование, лесные грузы, зерновые культуры.

 

ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" имеет три грузовых причала, протяженностью 455,75 м, глубина 5,0 м. Первый и третий причалы предназначены для перевалки генеральных грузов. В зоне второго причала расположен перегрузочный комплекс для погрузки зерновых культур и семян подсолнечника. Емкость накопителей комплекса более 30000 тонн. Прием может осуществляться с автомобильного и железнодорожного транспорта. Мощность комплекса до 2 млн. тонн в год. Причалы оборудованы кранами грузоподъемностью от 10 до 32 тонн.

 

ОАО "Приазовье" имеет один грузовой причал №6 в акватории порта протяженностью: основной -170 м и дополнительный (торцевой) - 70 м. Глубина у причальной стенки - 5,5 м. Причал рассчитан на эксплуатационные нагрузки 1-й категории. Проектная мощность причала - 220 тыс. тонн грузов в год. Основной причал оборудован двумя железнодорожными ветками, вместимость операционной зоны - 18 вагонов. Погрузочно-разгрузочные работы на основном причале производятся двумя портальными кранами с грузоподъемностью 10-20 и 16-20 тонн, на торцевом причале - плавкраном грузоподъемностью 16 тонн.

Складские площади открытого хранения составляют 3500 кв. метров с бетонным покрытием.

"Приазовье" имеет в своем распоряжении механизированный зерноперегрузочный комплекс ВР-200, позволяющий производить перевалку семян сельскохозяйственных культур из вагонов и автомобилей в суда прямым вариантом.

 

Виды производимой продукции, услуг

Таганрогский морской транспортный узел в 2004 году увеличил прозводительность работы по судообороту и грузопереработке.

 

2003 год

2004 год

 

Количество судов

894

1200

34,2%

тыс. тонн

2 056,6

2 867,4

39,4%

Основную часть грузооборота традиционно составляют цветные и черные металлы. Выростает количество лесных грузов. Возобновилась перевалка угля, руды, глинозема. Порт продолжает переваливать такие экспортные грузы, как патока и жом (отходы свеклосахарного производства).

Объем контейнерных перевозок, по сравнению с прошлым годом увеличился в 1,7 раза. Импортный поток контейнеров в порту, превышает экспортный.

Перспективы развития перевозок в Таганрогском порту связаны с реконструкцией Таганрогского подходного канала и увеличения навигационной глубины до 5,5 м.

Экспорт зерна продолжается, но имеет тенденцию к спаду.

В 2004 году стали появляться новые наименования в номенклатуре грузов по импорту. В марте началась перегрузка "сахара-сырца". Объем перевозок по нему составил 61% от общего объема импортных грузов.

Увеличился объем каботажных грузов. Основная номенклатура - металлы, лес, мазута.

В целом же Таганрогский транспортный узел работает согласно своим фактическим мощностям, а увеличение грузопотока стало возможным в большей степени благодаря увеличению навигационной (проходной) глубины канала, грамотному управленческому менеджменту и высокой производительности труда персонала.

 

Предприятия и организации Ростовской области, связанные с морской деятельностью

В городе Азов зарегистрированы 14 предприятия и организации связанных с морской деятельностью, из них:

погрузочно-разгрузочными работами на акватории Азовского морского порта занимаются 12 предприятий.

рыбохозяйственной деятельностью, производством мороженной, соленой, копчено-вяленной рыбопродукции, консервов, пресервов занимаются 2 предприятия.

В Азовском районе зарегистрированы 7 организаций связанных с рыбохозяйственной деятельностью, производством мороженной, соленой, копчено-вяленной рыбопродукции, консервов, пресервов.

В городе Таганроге зарегистрированы 9 предприятий и организаций, связанных с морской деятельностью, из которых:

погрузочно-разгрузочными работами на акватории Таганрогского морского порта занимаются 4 предприятия.

рыбохозяйственной деятельностью, производством мороженной, соленой, копчено-вяленной рыбопродукции, консервов, пресервов занимаются 5 предприятий.

В Неклиновском районе зарегистрированы 6 организаций связанных с морской рыбохозяйственной деятельностью, производством мороженной, соленой, копчено-вяленной рыбопродукции, консервов, пресервов.

В Ростове-на-Дону находятся: "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (АзНИИРХ), АООТ "Росрыбниипроект", "Южводпроект" филиал ФГУ Управление "Ростов мелиоводхоз".

Социально значимые каботажные пассажирские перевозки обеспечивает ОАО "Донинтурфлот.

 

Ключевую роль в развития морской деятельности в Ростовской области играют:

Таганрогский морской торговый порт, который имеет возможность принимать суда с осадкой до 4,5 метра и годовой грузооборот свыше 800 тыс. тонн;

устьевой порт Азов, доступный для судов с осадкой до 4,0 метров и годовым грузооборотом более 1 млн. тонн;

устьевой порт Ростов-на-Дону, доступный для судов с осадкой до 4,0 метров и годовым собственным грузооборотом до 5 млн. тонн. Характерной особенностью порта Ростов-на-Дону является значительная составляющая транзитного судопотока, годовой грузооборот которого достигает 7 млн. тонн, и таким образом полный грузооборот порта Ростов-на-Дону может превышать 12 млн. тонн.

Суда внутреннего плавания, имеющие право выхода в морские районы Азовского моря до Керченского пролива, полностью удовлетворяют потребностям каботажных перевозок в этом районе, включая заходы в порты Украины и перевозки между портами двух стран на Азовском море. Значительная часть грузов перегружается на эти суда на отрытом рейде в южной части Керченского пролива.

 

Флот

Основным видом флота, эксплуатирующегося в данном районе, являются суда смешанного "река-море" плавания - сухогрузные, грузоподъемностью до 5000 тыс. тонн под надзором как РРР, так и РМС с годами постройки от 1964 до 1990 - 50%.

Танкерный флот грузоподъемностью до 7000 тыс. тонн с годами постройки от 1969 до 2004, составляющий 50% тоннажа.

Флот в основном приписан в портах Астрахань, Ростов-на-Дону, Таганрог и Санкт-Петербург.

Состав флота порта Таганрог: ледокол "Кама", линейный ледокол "Капитан Мошкин", пять буксиров и другие суда и катера.

По состоянию на 1.01.2005 году к порту Таганрог приписано 285 теплоходов.

 

Защита и сохранение морской среды

В состав экологического флота порта Таганрог входят три судна: Теплоход "Сборщик-348" осуществляет  прием с судов льяльных и фекальных вод, нефтемусоросборщик "МНМС-66" обеспечивает прием мусора с судов и очистка поверхности воды акватории от мусора и нефтепродуктов, а плашкоут "ПЛ-44" применяется для установки боновых заграждений при ликвидации аварийных разливов нефти.

Разработанный в 2002 году и действующий "План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов" в Таганрогском морском транспортном узле решает задачи по совместной координации действий служб порта Таганрог и различных организаций и предприятий города с целью своевременного и эффективного реагирования в случае создания аварийных ситуаций.

Этот "План" предусматривает решение задач по обеспечению постоянной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов.

 

Основные показатели, характеризующие результаты морской деятельности

Грузопереработка

2003

2004

2004/2003,%

Экспорт

1816,7

2147,1

118,2

Импорт

152,9

495,1

323,8

Каботаж

86,9

191,0

219,8

всего (тыс. тонн)

2056,6

2867,4

139,4

Общий грузооборот Азово-Донского бассейна с участием транзита достиг в 2004 году более 20 млн. тонн (13,9 - в 2001 году, 7,3 - в 1997 году).

ФГУ "Азово-Донское ГБУВПиС" обеспечило гарантированные габариты судового хода на реке Дон и на Азово-Донском морском канале, завершило работы по развитию нового 2-х километрового участка канала с выходом на естественные глубины Азовского моря, за счет производства ежегодных дноуглубительных.

Порты Ростов-на-Дону и Азов открыты для международного торгового судоходства, объявлены международной морской организацией ИМО благоприятными для захода судов под любым флагом после ввода в эксплуатацию в 2000 году в порту Ростов базовой станции глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).

Обеспечена круглогодичная навигация на Азовском море в портах Азов и Ростов после передачи ледокола "Капитан Демидов" и на 10 суток увеличены сроки навигации на магистральном пути.

С развитием судоходства в бассейне, созданными благоприятными и безопасными условиями плавания флота активизировалась деятельность судоремонтных предприятий, предприятия модернизируются и расширяют свои производственные мощности.

 

Рекреационные возможности объектов,
размещенных на побережье

Азовское море и его побережье обладают значительными рекреационными ресурсами. Рекреационное освоение побережья Азовского моря началось значительно позже черноморского и балтийского, поскольку в ландшафтном отношении оно менее интересно. Здесь полностью отсутствует естественная древесная растительность, преобладает однообразный рельеф, приморская равнина обрывается к морю крутыми склонами, формируя на большом протяжении береговой зоны абразионные и абразионно-оползневые берега с узкими пляжами у их основания, а также  ограниченные водные ресурсы и недостаточная транспортная доступность, что определили слабое использование рекреационного потенциала Азовского моря, который длительное время был "резервным".

Начиная с 1970-х годов это положение стало меняться и особенно быстро в районах, прилегающих к промышленным центрам Приазовья и Нижнего Дона.

Рекреационное хозяйство побережья представлено мелкими, стихийно сформировавшимися рекреационными предприятиями, то есть освоение носит очаговый характер. Преимущественное развитие сеть учреждений организационного отдыха получила на северном побережье моря и Таганрогского залива.

Климатические условия Азовского моря благоприятны для туризма и полноценного отдыха с 3-й декады апреля до конца октября. Число дней в году с комфортной погодой достигает 70%. Продолжительность купального сезона около четырех с половиной месяцев: от 127 дней в северной части водоема до 138 дней на азовском побережье Тамани. Из-за мелководности вода летом прогревается до 31. Зимой море замерзает на 1-3 месяца. Вода целебна: служит основой для морских радоновых, кислородных, сероводородных, азотных ванн; применяется для полосканий, ингаляций, орошения.

Лечебные грязи играют большую роль в развитии курортов на побережье Азовского моря. Представлены они преимущественно иловыми сульфидными отложениями всех разновидностей. Известны грязи месторождений Красное, Голубицкое и Ханское. Месторождение морских грязей с огромными эксплуатационными запасами имеются в Таганрогском заливе.

Богато Приазовье гидроминеральными ресурсами. Здесь имеются хлоридные, сульфидные, хлоридно-сульфидные, гидрокарбонатные, гидрокарбонатно-сульфатные минеральные воды. На северном побережье Азовского моря открыто более 15 месторождений лечебных вод, среди которых преобладают хлоридно-натриевые и кальциево-натриевые.

На побережье Азовского моря в Неклиновском районе находятся 7 объектов санаторно-курортного комплекса и баз отдыха, а в городе Таганрог имеются 5 аналогичных объектов. Также на территории области 2 водноспортивные базы.

В реестр санаторно-курортного комплекса Ростовской области входят: Санатории "Солнышко" (детский, пульмонологический), "Солнечный" (детский, сезонный, лечение опорно-двигательной системы), "Дмитриадовский", им. "Красного Десанта", "Орленок", "Котлостроитель" и "Ивушка" ОАО "Красный котельщик", "Морская", С/П "Тополь", "Сказка"(детский), ГТРТУ "Березка"(детский), а также водно-спортивные базы: "Якорь" и хутор Колузаево.

 

Актуальные проблемы развития морской деятельности

Геополитическое положение г. Таганрога предоставляет широкие возможности в развитии транспортного комплекса Таганрогского морского порта. Эта возможность может быть увеличена путем организации экспортно-импортной линии "РО-РО".

Использование существующих портовых мощностей для организации линии "РО-РО" было предусмотрено в рамках реализации ФЦП "Юг России", однако из-за отсутствия потенциального инвестора для устройства внепортового терминала и дефицита причального фронта этот проект не был реализован и в настоящий момент не рассматривается в связи с перепрофилированием причалов порта и созданием специализированных терминалов по переработке наливных грузов.

Вместе с тем организация линии "РО-РО" в Таганрогском морском транспортном узле остается актуальной задачей. Для ее реализации могут быть предложены два варианта в зависимости от объема грузоперевозок и объема финансовых средств:

- развитие и использование причалов Таганрогского морского рыбного порта, находящегося в бухте Андреева при условии передачи этих мощностей в управление ФГУП "Росморпорт". Организация линии "РО-РО" по этому варианту потребует до 10 млн. дол. США. Срок реализации 1,5-2 года. Объем грузоперевозок - 6-8 тыс. трейлеров в год (180-250 тыс. тонн);

- организация линии "РО-РО" в устье Миусского лимана, где имеется объект незавершенного строительства - 2-й грузовой район Таганрогского морского порта. Стоимость проекта до 170 млн. долларов США на полное развитие при объеме грузопереработки 5,0-5,5 млн. по сухим грузам, 12 млн. тонн - по нефтеналивным. Срок реализации проекта 3-5 лет в зависимости от финансирования.

 

 

Региональные СМИ, которые освещают морскую тематику

Газета "Речник Дона".

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>