В Российской Федерации в соответствии с Кодексом торгового мореплавания и Законом о морских портах выполнение функций государственного портового контроля, государственной регистрации судов отнесено к ведению капитана морского порта. В службах капитанов морских портов организованы соответствующие подразделения и установлены необходимые технические средства. В российских портах организован контроль, как за российскими, так и за иностранными судами, заходящими в российские порты. В целях координации работы по государственному портовому контролю с другими странами Россия участвует в трех региональных соглашениях о государственном портовом контроле (Парижский, Токийский и Черноморский меморандумы). В двух региональных соглашениях о государственном портовом контроле Россия обеспечивает международный информационный обмен через созданный Росморречфлотом центр государственного портового контроля в г. Москва.
Объективная оценка выполнения российскими судами международных требований в области безопасности мореплавания может быть получена из результатов инспектирования российских судов в иностранных портах. За последние 8 лет наблюдается устойчивая положительная тенденция в оценке иностранными инспекторами состояния российских судов. Благодаря мерам, предпринятым Минтрансом России, по итогам 2006 года Россия перешла в «белый» список Токийского меморандума и по предварительным оценкам итогов 2007 года получит подобный результат в Парижском меморандуме. Нахождение в «белом» списке позволяет уменьшить как количество инспекционных проверок российских судов в иностранных портах, так и объем таких проверок, а также существенным образом повысить привлекательность российского флага для судовладельцев.
Вместе с тем процесс старения российского флота продолжается. Средний возраст судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, превышает 26 лет.
Кодекс торгового мореплавания предусматривает осуществление государственного портового контроля капитанами морских портов. Вместе с тем необходима координация работы капитанов морских портов при осуществлении государственного портового контроля российских и иностранных судов, с тем, чтобы обеспечить безусловное устранение всех выявленных на судах недостатков вне зависимости от перемещения судов между портами. Целесообразно проработать вопрос совершенствования системы государственного портового контроля в России с установлением унифицированных процедур контроля судов во всех российских портах, с обязательным учетом результатов инспектирования в соответствующей информационной системе.
Государственный надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в области торгового мореплавания осуществляется Ространснадзором. В 2007 года созданы территориальные органы Ространснадзора в области морского транспорта, одной из задач которых является проверка выполнения судоходными компаниями требований в области безопасности мореплавания. Ространснадзор лицензирует судоходные компании на право осуществления перевозки грузов и пассажиров морским и речным транспортом. Однако, условия лицензирования не содержат достаточных требований в части выполнения судами требований в области безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. На наш взгляд применение механизма лицензирования к обеспечению выполнения судовладельцами требований безопасности мореплавания и судоходства позволит повысить их ответственность в этой сфере. |