Реальность современного судоходства - рост грузопотока, использование крупнотоннажных, а значит менее маневренных судов, рост объемов перевозок опасных грузов, рост интенсивности движения судов на основных морских путях и, особенно, на подходах к портам требует постоянного совершенствования существующих систем обеспечения безопасности мореплавания.
В этих целях в основных морских бассейнах Российской Федерации (восточная часть Финского залива, залив Петра Великого, Кольский залив, Азово-Черноморский бассейн) продолжается работа по развитию интегрированных региональных систем безопасности мореплавания, включающих подсистемы Глобальной системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), системы управления движением судов (СУДС), автоматические идентификационные системы (АИС), дифференциальные подсистемы Глобальной навигационной спутниковой системы (ДГНСС) и др.
Ведется работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования работы информационных систем в области обеспечения безопасности мореплавания системы глобального мониторинга местоположения судов типа «Виктория», обеспечивающей мониторинг судов в портах и на подходах к ним, системы информационного обеспечения государственного портового контроля (в том числе международные) и др.
В целях реализации положений Международной Конвенции о поиске и спасании на Министерство транспорта Российской Федерации возложены функции по осуществлению общей координации действий соответствующих служб, министерств и ведомств Российской Федерации и иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море. В Росморречфлоте действует Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ) в г. Москве, морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ) на морских бассейнах.
Спасательные силы и средства управляются Бассейновыми аварийно-спасательными управлениями, также находящимися в ведении Росморречфлота.
Если объекты нефтяной индустрии на море имеют определенный потенциал ресурсов ЛРН, то обеспечение реагирования на аварии танкеров и связанных с ними разливов нефти на морских коммуникациях и в портах целиком ложится на государственную систему реагирования.
Для выполнения государственной задачи по ликвидации разливов нефти организовано несение аварийно-спасательной готовности (АСГ) на морских бассейнах в поисково-спасательных районах Российской Федерации. |