Главная Обратная связь Карта портала
   04 Февраля, Пятница

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Мурманская область
Республика Карелия
Архангельская область
Ненецкий автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
Республика Саха (Якутия)

Ненецкий автономный округ
Версия для печати

Особенности Ненецкого автономного округа, связанные с его приморским положением

Ненецкий автономный округ, входящий в состав Архангельской области, был образован в 1929 году. Округ омывается водами Белого, Баренцева, Печорского и Карского морей и включает острова Колгуев и Вайгач. Административный центр - город Нарьян-Мар - был основан в 1935 году.

В 1931 году на базе агентства Северного торгового флота был образован порт, который первоначально назывался Печорским торговым портом, а в 1951 году порт был переименован в Нарьян-Марский морской торговый порт. Порт расположен в 70 милях от устья реки Печора, впадающей в Печорскую губу Баренцева моря.

Порт Нарьян-Мар замерзающий. Навигация длится 4,4-5 месяцев, начиная с середины июня по октябрь, а до середины ноября возможна ледокольная проводка. Порт Нарьян-Мар с железнодорожной сетью России связи не имеет, поэтому сообщение с Архангельском и другими населенными пунктами летом осуществляется водным транспортом, а зимой между ними поддерживается только воздушное сообщение.

Нарьян-Мар располагает 7 судами портофлота, в том числе портовыми буксирами и плавкранами, осуществляющими перегрузку на рейде. В 2001 году отмечен рост количества судозаходов в порт - 60, что вызвано с развитием нефтяных месторождений в Ненецком автономной округе.

Сегодня Нарьян-Мар является одной из основных перевалочных баз для нефтяных грузов. На побережье округа находятся 7 нефтегазоразведывательных экспедиций. Вообще топливная промышленность составляет основу промышленного производства в округе, поскольку на территории округа и шельфе Баренцева моря сосредоточены значительные запасы углеводородного сырья, в частности Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция и Южно-Баренцевский газонефтяной бассейн.

Вторым морским портом этого округа является морской специализированный порт Амдерма, который расположен в устье реки Амдерминка на северо-востоке округа в южной части Карского моря на Югорском полуострове. Порт функционирует только в период летней навигации, которая длится, как правило, с начала июня до начало ноября. К причалам могут подойти только буксиры и самоходные баржи с осадкой не более 2-3 м, поэтому погрузка и выгрузка транспортных судов осуществляется на рейде. Среди них преобладают уголь, минерально-строительные, рефрижераторные грузы и горюче-смазочные материалы в бочках.

На побережье Карского моря находится 22 необорудованных портовых пункта и полярных станций.

В низовьях Печоры и в приморских районах на западе округа в советское время было создано 8 рыболовецких колхозов, доля которых в общем улове рыбы составляла свыше 90%, а в Нарьян-Маре был создан "Печорский рыбокомбинат", на котором в настоящий момент занято около 200 человек. На современном этапе рыбопромысловые суда округа всходят в состав архангельского рыбопромыслового флота и приписаны к Мурманскому рыбному порту.

Большое значение для развития народного хозяйства имело освоение Северного морского пути, обеспечивающего жизнедеятельность населения округа.

На осуществление морской деятельности и размещение морского потенциала на территории округа большое влияние оказывают природно-климатические условия. В условиях, когда длится 5 месяцев в году и еще в течение месяца возможна ледовая проводка судов, округ не имеет постоянной транспортной связи с другими регионами страны. Положение усугубляется отсутствием железнодорожного сообщения. Поэтому жизнедеятельность и экономическое развитие округа напрямую зависит от работы водного транспорта. По Северному морскому пути в Нарьян-Мар и Амдерму в навигационный период из Мурманска и Архангельска доставляются в небольших объемах генеральные и продовольственные грузы.

В целом, можно отметить, что объекты морского потенциала распределены на побережье достаточно равномерно, при этом на западном побережье округа сосредоточены в основном объекты инфраструктуры рыбного хозяйства, а на восточном - полярные станции и нефгегазоразведывательные экспедиции, функционирование и жизнедеятельность которых зависит от работы морского транспорта.

 

Предприятия, осуществляющие морскую деятельность

1. ФГУП "Нарьян-Марский морской торговый порт"

2. Ненецкая международная транспортно-экспедиторская компания "Транс НАО"

3. Судоходная транспортная компания "Мишарин ЛТД"

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?> разработка рабочей документации на строительство