Главная Обратная связь Карта портала
   04 Февраля, Пятница

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Мурманская область
Республика Карелия
Архангельская область
Ненецкий автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
Республика Саха (Якутия)

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
Версия для печати

Общая характеристика климатических условий и водных транспортных путей сообщения

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ находится между 68-78 параллелью за Полярным кругом на севере Красноярского края, является единственным субъектом в Сибирском федеральном административном округе с приморским положением. Территориальный центр находится в г. Дудинка. Земли территории омываются Карским морем и морем Лаптевых. Площадь 904.6 тыс. км2 - малая заселенность 1 человек на 22 км2. Условия Крайнего Севера накладывают особый региональный отпечаток на морскую деятельность и транспортный комплекс в целом. Зимняя температура -29 °С -35 °С в среднем, с понижением до -45 °С -50 °С. Отрицательные температуры до 8 месяцев в году. Полярная ночь 45 суток, полярный день 68 суток. Высота снежного покрова зимой достигает 1,5-2 м, ледостав начинается в первой половине октября, толщина льда в конце зимы-весной достигает 1,5-2 м. Суточные перепады температур достигают (10 -15°С). В июне начинается таяние снегов и ледоход, подъем уровня воды в реке Енисей составляет 10 -14 м от номинала (5,6-6 м). В период ледохода в округе создается паводковая комиссия, за развитием ситуации постоянно ведется наблюдение силами МЧС, в целях не допущения затопления прибрежных поселков и города Дудинка.

Высокий уровень воды в течение 20-30 суток заставляет эвакуировать с причалов Дудинского морского порта все грузы и строения, поднимать на незатопляемую (20 м) отметку портальные краны. Порт необходим для обеспечения круглогодичной навигации, ввоза-вывоза генеральных грузов и готовой продукции цветной металлургии, находится в собственности ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель".

Географическое положение Таймырского автономного округа характеризуется отдаленностью от промышленных центров и мест потребления выпускаемой продукции, что в свою очередь отрицательно влияет на освоение территории. Транспортные связи округа с другими регионами России и мира с Севера осуществляются по Северному морскому пути в основном судами Мурманского морского пароходства, в зимний период проводка обеспечивается атомными ледоколами. На входе в р. Енисей из Енисейского залива морские суда обеспечиваются лоцманской проводкой, лимитирующий перекат Турушинский (9,2-9,7 м) проблематичный для движения морских судов находится в 250 км севернее Дудинки. С юга основной транспортной артерией в летний период является река Енисей, обеспечивая основной грузопоток из Красноярского края. Перевозки осуществляются судами ОАО "Енисейское речное пароходство", Транспортная компания "Транзит - СВ".

В Хатангском бассейне рек Хета - Хатанга - Котуй основным внутри региональным перевозчиком является ФГУП "Хатангский морской торговый порт". Завоз энергоносителей в Хатангский район производится по морю судами ОАО "Мурманское морское пароходство" и ОАО "Ленское объединенное речное пароходство". Из Хатангского залива до Хатангского морского порта могут проходить исключительно суда типа "река-море", грузоподъемностью 5 000 тонн, лимитирующий перекат 4,5 м, находится в устье реки Хатанга 230 км севернее п. Хатанга. Перегрузка с крупнотоннажных морских судов на речные производится у мыса Косистый в Хатангском заливе.

 

Органы управления морской деятельностью

В целях управления морской деятельностью с участием органов исполнительной власти создан Совет по морской деятельности при Губернаторе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, в интересах реализации национальной морской политики Российской Федерации. Членами Совета по морской деятельности являются руководители органов местного самоуправления береговых муниципальных образований, Федеральной Пограничной службы ФСБ России, зоны ответственности которых включают акватории Карского моря и моря Лаптевых, руководители (капитаны) морских торговых и специализированных портов, территориальных органов МВД России, ГТК России, научных, хозяйственных и других организаций, непосредственно связанных с изучением, освоением водных объектов используемых для морского судоходства, находящихся в пределах территориальных границ Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

 

Общие характеристики участников морской деятельности

 
Дудинский морской порт

Это структурное подразделение ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель". Расположен на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинка.

Назначение: основной региональный транспортный узел, обеспечивающий жизнедеятельность всего округа и Норильского промышленного района, через порт происходит вывоз продукции ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель". Причалы порта затопляются во время весеннего половодья, в связи с этим происходит полная эвакуация техники и грузов на незатопляемую отметку 20 м.

Пик паводка приходится в среднем на 7 июня, во время ледохода. Максимальный уровень воды зафиксирован в 1999 году на отметке 21,49 м. Основные морские причалы порта на 8-ми метровой отметке освобождаются от воды к 1 июля, общая длина - 1 740 м. В целях предотвращения разрушений путей сообщения в порту, сооружена ледозащитная дамба на косе впадения р. Дудинка в р. Енисей. Глубины причалов от 8 до 12 м позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Летняя навигация составляет 130 дней, с июня по октябрь. Зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом.

Пропускная способность причалов порта - 25 тыс. тонн в сутки. Годовой грузооборот порта порядка 3 млн. тонн. Площадь гидротехнических сооружений складов 706,5 га. Грузовой причальный фронт состоит из 23 речных и 9 морских причалов, в том числе причал спец. грузов, расположенный в устьевой части р. Дудинка и 8 причалов высокой воды, затапливаемые от 14 м. Нефтепричал расположен ниже морских причалов на 900 м по течению Енисея. Суммарный емкостной парк 180 тыс. м3. Причалы лесобиржи не оборудованы. Перегрузочные средства порта и состав портофлота:

 

Наименование ПРМ

Грузоподъемность, тонн

Количество, ед.

Портальные краны

от 5 до 40

112

Автокраны (КАТО), (Либхер)

от 30 до 75

5

КС-3577 МАЗ-5337 (колесный)

12,5

3

Жд краны

От 80 до 125

2

Автопогрузчики "Кальмар"

От 32 до 42

6

Автопогрузчики "Кальмар"

15

8

Автопогрузчики "Кальмар"

6

9

Автопогрузчики "Каматцу"

1,5

9

Автопогрузчики 40814

5

9

Плавкраны:

"Севастополец"

140

1

№№ 88, 150, 169, 154

16

4

 

Наименование судов портофлота

Назначение

Район плавания

Мощность (л.с.)

 "А. Завенягин"

ледокол

М ПР

6 000

 "С. Сердаков"

Буксир-толкач

М III

2 520

 "В.Зверев"

Буксир-толкач

М III

1 200

 "Мех. Сабеев"

Буксир-толкач

"О"

900

 "Таежный"

буксир

"О"

300

 "337"

буксир

"О"

150

 "Дудинец"

Буксир для лесосплава

"О"

300

 "ЛК-15" Pilot

Лоцманский катер

"О"

600

 "Вымпел"

буксир

"О"

150

 "ПМ-421"

Плавучая мастерская

М III

3 х 135

 "Норискльскснаб"

Бункеровщик жидким топливом

М III

1 200

 "Флора"

Сборщик льяльных вод

"О"

225

 "Фауна"

Нефте - мусоросборщик

"Р"

135

 "Альбатрос"

Разъездной катер

"О"

150

 БОА-97

Баржа сухогрузная

"О"

 

 БОА-113

Баржа сухогрузная

"О"

 

 БСП-204

Баржа-площадка

"О"

 

 Р-76

Нефтеперекачивающая станция

"О"

 

 
 

Федеральное государственное унитарное предприятие "Хатангский морской торговый порт"

ФГУП "Хатангский морской торговый порт" - расположен на правом берегу реки Хатанга. Производит погрузо-разгрузочные работы и транспортировку энергоносителей и генеральных грузов при "северном завозе".

Глубины причалов - 5 метров. Принимает суда с грузоподъемностью от 1,5 до 5 тыс. тонн типа "река-море". Тело причала - затопленные суда, баржи, понтоны, забалластированы ПГС и поставлены на грунт.

Речная навигация начинается с 15-20 июня и заканчивается 1-5 октября. Морская навигация возможна с 1 августа при освобождении Хатангского залива от ледяного поля. Грузооборот порта 75 тыс. тонн в год. Общий износ основных фондов и средств более 65%. Перегрузочные средства порта и состав портофлота:

 

Наименование ПРМ

Грузоподъемность, тонн

Количество, ед.

Автопогрузчики:

АП-40814

5

4

АП-"Тайота" 2ЕД-100

10

1

ТО-30 (ковшовый)

2

1

Краны:

КС-3577 МАЗ-5337 (колесный)

 

12,5

 

1

РДК-160-3 (гусеничный)

22

1

РДК-250-2 (гусеничный)

25

2

Плавкраны:

Р-99 КПЛ-5/30 № 640, № 1

5

2

Д1012 СПК №1 "Ганц"

16

1

 

Наименование судов портофлота

Назначение

Район плавания

Мощность (л.с.)

Р-25А "Восход"

Сухогрузное

"М"

750

414В "Лена"

Нефтеналивное

"О"

564

414В "Енисей"

Нефтеналивное

"О"

564

ТМИ-3

Понтон-площадка

"О"

 

1635К-1124, 1125

Баржа-площадка

"О"

 

492 - Созидательный

буксир

"М"

1 120

1496 ТИКСИ

Средний буксир

"О"

300

378 Шторм, Шквал, Штиль

Буксир

"О"

280

Плашкоут-14

Перерабатывающая станция

"Р"

 

 

Диксонский морской порт

До 2004 года являлся структурным подразделением Дудинского морского порта ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель". Расположен на 73º с. ш. 80º в. д. на южном побережье Карского моря. Назначение: обеспечение жизнедеятельности 1,38 тыс. человек, Арктических экспедиций и полярных станций. Глубины возле причалов 15 метров позволяют производить погрузо-разгрузочные работы на судах грузоподъемностью до 50 тыс. тонн. Тело причала - железобетон. Летняя морская навигация возможна с 10 августа по 20 сентября. Зимняя навигация возможна круглогодично при обеспечении проводки судов ледокольным флотом. Грузооборот порта порядка 14 тыс. тонн в год, в основном социально-значимые грузы и энергоносители, в 2004 году порт передан в МУП ЖКХ Диксонского района. Общий износ основных фондов и средств 70%. Диксонский морской порт имеет стратегическое значение по своему географическому срединному расположению на трассах Северного морского пути. Перегрузочные средства порта:

 

Наименование

Грузоподъемность, тонн

Количество, ед.

Автопогрузчики:

АП-40814

5

3

АП

10

1

Автокраны:

РДК-250-2 (гусеничный)

25

3

КС-3577 МАЗ-5337 (колесный)

12,5

1

"Ульяновец"

40

1

Мостовой кран

15

1

"Ганц" (портальный кран)

5 (6)

1

"Станислав Гуменюк"

пассажирское судно

1

 

Администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) округа

За 2002-2004 год на ОАО "Красноярская судостроительная верфь" произведено строительство и поставка двух универсальных грузопассажирских судов проекта № 2707 класс М-3 (лед30) А типа "Таймыр", что обеспечивает развитие социально-значимого пассажирского сообщения водным транспортом в нижнем течении р. Енисей и р. Хатанга на внутрирегиональных маршрутах. Это позволит эффективно развивать внутри региональные связи коренных малочисленных народов Севера и обеспечить вывоз рыбопромысловой продукции на постоянной основе в летнее время. Дополнительно произведенная модернизация радиооборудования и средств навигации судна т/х "Ст. Гуменюк" на класс М-пр, для обеспечения пассажирского сообщение между островной и материковой частью в Диксонском районе. Произведено строительство и поставка нефтеналивной баржи БНП-2 пр. 81812 НП грузоподъемностью 200 тонн в Норило-Пясинскую систему, сухогрузной баржи БСП-5 пр. 81812 грузоподъемностью 200 тонн и мелко сидящего буксира в систему Хантайского водохранилища для транспортировки энергоносителей и генеральных грузов в период "северного завоза".

Суммарные расходы по обозначенным мероприятиям за счет средств окружного бюджета за 2002-2004 год, в рамках целевого финансирования окружных программ составили 72,902 млн. рублей в том числе 5 млн. рублей выделено из федерального бюджета. Данные мероприятия обеспечивают гарантированную стабильность перевозок пассажиров и грузов в пределах территории на ближайшие 15-20 лет, на наиболее труднодоступных транспортных линиях.

Сегодня налажено взаимодействие Таймырского автономного округа и ОАО "Мурманское морское пароходство", в сфере развития транспортной доступности территорий примыкающих к трассе Северного морского пути. Подписаны соглашения о взаимодействии в аварийных ситуациях при возникновении ЧС на территории округа. Администрациями Усть-Енисейского и Диксонского районов заключены соглашения с ОАО "Мурманское морское пароходство" на перевозки грузов транспортным флотом, находящимся под проводкой а/ледоколов на маршруте Дудинка - Воронцово - Диксон.

 

Перспективы развития морской деятельности в округе

На территории ведется разработка проекта строительства трубопроводно-танкерной, транспортно-технологической системы вывоза сырой нефти из Нижне-Енисейских месторождений. В планах на 2005-2008 год строительство нефтепровода до порта Диксон, что совокупно, позволит создать в Диксонском районе рентабельную производственную сферу. Дополнительно появится перспектива привлечения, к данной транспортной схеме, нефтедобычи с месторождений смежных регионов. В условиях дефицита ледокольного флота и увеличении грузопотока по СМП, данное обстоятельство должно дать определенный толчок по развитию судостроения и строительству специального танкерного флота. Глубины в районе Диксона позволяют использовать танкера грузоподъемностью 50-75 тыс. тонн. По данным предварительной разведки в округе сосредоточено свыше 500 млн. тонн нефти, объем разведанных запасов на данный момент составляет 200 млн. тонн, капиталовложения ОАО "Роснефть" запланированные на освоение месторождений составляют порядка 2,4 млрд. долларов.

Учитывая перспективы объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в единый субъект ведется работа по привлечению грузов на СМП на основе транспортной схемы Красноярск - Лесосибирск - Туруханск - Игарка - Дудинка, что позволяет рассматривать возможности увеличения экспортного грузопотока предприятий Сибирского федерального округа на мировые рынки, а так же развитие импорта необходимых поставок.

Дудинский морской порт находится в стадии кардинального обновления по замене портальных кранов мобильными погрузо-разгрузочными кранами фирмы "Либхер" грузоподъемностью 64 тонн, что позволит снизить ежегодные затраты на восстановительные работы по вводу причалов порта в эксплуатацию, значительно уменьшив межпаводковый период, тем самым сократив вынужденный простой порта и ускорив обработку судов.

Учитывая длительный срок эксплуатации сухогрузных судов типа СА-15 ОАО "Мурманское морское пароходство", руководством ОАО "ГМК "Норильский никель"" запланирована программа с 2005-2008 годы по строительству 5 сухогрузов подобного класса грузоподъемностью до 15 тыс. тонн, что позволит обеспечить транспортировку существующих грузопотоков в регион и вывоз металлопродукции выпускаемой ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель", так же ведется обустройство 2 специализированных причалов для Дудинского направления в Мурманском морском порту.

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?>