Главная Обратная связь Карта портала
   04 Февраля, Пятница

Искать в разделе Найти
Расширенный поиск
Общие сведения Нормативные правовые акты Морская деятельность Безопасность морской деятельности
Информация о морской среде Международное морское право Приморские регионы России Общественные организации
Атлантическое направление
Арктическое направление
Тихоокеанское направление
Каспийское направление
Мурманская область
Республика Карелия
Архангельская область
Ненецкий автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
Республика Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия)
Версия для печати

Особенности Республики Саха (Якутия), связанные с ее приморским положением

Свыше 40% территории республики Саха (Якутия) находится за Полярным кругом, что во многом определяет специфику ведения хозяйства. Экономика республики специализируется на добыче золота и алмазов, которыми богаты ее недра. Но основные месторождения находятся в южной и центральной частях Якутии.

Северная часть, омываемая водами моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, мало заселена и практически не освоена. Здесь проживают большей частью малочисленные коренные северные народы, традиционным занятием которых является охота и прибрежное рыболовство.

Особенностью Якутии является высокий уровень развития речного судоходства, в то время как морское судоходство развито меньше в связи с тяжелыми ледовыми условиями.

На морском побережье республики находятся 2 морских торговых порта - Тикси и Зеленый мыс, Они обеспечивают завоз грузов в населенные пункты, расположенные на берегах рек Оленек, Колыма, Индигирка и Яна, а также на Новосибирские острова.

 

Порт Зеленый мыс

Этот порт расположен на правом берегу реки Колыма в 130 км от ее устья. Порт был создан во второй половине 50-х годах прошлого столетия, когда возникла необходимость в создании порта в связи с открытием и началом освоения на Колыме крупных месторождений олова и золота. Сегодня порт обслуживает грузополучателей в бассейне реки Колыма. Он работает сезонно: морская навигация начинается в начале июля и заканчивается в первых числах октября. Продолжительность навигации - в среднем 85 суток. Грузооборот порта в настоящее время составляет несколько десятков тысяч тонн в год (нефтепродукты, генеральные грузы).

 

Морской торговый порт Тикси

Расположен близ дельты Лены, в одном из самых труднодоступных участков Северного морского пути, является основной базой снабжения и обеспечения плавания всего морского каботажа в восточной части российской Арктики.[1] Порт функционирует только в период летней навигации, длящейся 90 дней. Ввозят в порт в основном продовольствие и промышленные товары и оборудование, а вывозят лесоматериалы. В целом, порт является достаточно хорошо оснащен технически. Всего эксплуатируется 11 причалов, из них 2 вспомогательных. Общая длина причального фронта около 1,5 км.

В Тикси находятся предприятия, обслуживающие Северный морской путь, а также Арктическое морское пароходство, Управление Росгидромета.

 

ГУП "Арктическое морское пароходство"

Оно занимается заграничными перевозками из портов Приморья в Японию, Южную Корею и Китай. Работа пароходства в 2003 году была признана неудовлетворительной. По итогам 9 месяцев 2003 года, убытки составили 158 тыс. рублей, поскольку транспортный флот полностью выработал свои ресурсы. Износ основных фондов составляет 90%. Однако это предприятие является градообразующим для п. Тикси, где находится порт.

Поскольку все прибрежные районы находятся в зоне многолетней мерзлоты, а также в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями, они мало освоены и проживает на них небольшая доля населения республики, которая, вследствие неблагоприятного финансового состояния градообразующих и социально значимых предприятий, из года в год уменьшается.[2] Подобные тенденции характерны и для всей республики. Так, общая численность населения Якутии упала с 1094 тыс. чел. в 1989 году до 948 тыс. чел. в 2002 году[3] На ближайших островах большей частью находятся полярные станции и гидрографические экспедиции, работа которых зависит от поставок продовольствия и оборудования с материка по Северному морскому пути.

Следует отметить, что на шельфе моря Лаптевых сосредоточены крупные запасы нефти и газа. Высокоперспективным и объектом для поисков их месторождений в Лаптевском нефтегазовом бассейне является Трофимовское поднятие, расположенного у северного побережья дельты реки Лена и занимающего часть дельты и акватории моря.[4] Освоение этого месторождения может оказать существенное влияние на развитие топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В целом, для Якутии характерны следующие особенности функционирования морского потенциала.

Вследствие особых климатических и географических условий морская деятельность осуществляется сезонно, следовательно и составляющие морского потенциала функционируют сезонно, в среднем около 90 дней в году. Морские торговые порты, имеющиеся в Якутии, в достаточной мере развиты для северных морских портов и имеют большое социальное значение. Однако, материально-техническая база портового хозяйства и флота достигла практически полного износа и требует больших финансовых ресурсов на поддержание достаточного технического уровня, и на реконструкцию.

Будучи портами Северного морского пути, они являются базовыми в снабжении восточной Арктики. Их выгодное положение, обеспечивающее свободный выход через Северный морской путь в Мировой океан, позволяет осуществлять и укреплять внешнеэкономические связи республики. Сегодня делаются попытки наладить экспортные поставки нефти и каменного угля из месторождений южной Якутии морским путем.[5]

В перспективе, учитывая запасы природных ресурсов континентальной части Якутии и потенциальные ресурсы шельфа, можно предположить развитие составляющих морского потенциала, связанных с морскими перевозками и морским недропользованием.

 

 

Перечень

правительственных структур, муниципальных образований и организаций осуществляющих (принимающих участие) морскую деятельность в Республике Саха (Якутия)

 

ПравительствоРеспублики Саха (Якутия) - Совет по морской деятельности,

Министерство Транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия),

Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия),

ФГУ "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства",

ГУ "Якутское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (Якутгидромет),

ГУП "Тиксинская гидрографическая база"

ГУП "Колымская гидрографическая база"

Улусы (районы) республики: Нижнеколымский, Аллаиховский район, Усть-Янский, Булунский, Анабарский.

ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", ОАО "Арктическое морское пароходство",

ОАО морской порт "Тикси",

ДГУП "Зеленомысский морской порт",

ОАО "Янское речное пароходство",

ОАО "Колымская судоходная компания", Некоммерческое партнерство "Транспортный союз Республики Саха (Якутия)"

 

 

Перевозки грузов судами смешанного река-море плавания осуществляемые ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» по Северному морскому пути: (тыс. тонн.)

 

ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» в транспортном комплексе Северо-Востока России является единственным собственником судов смешанного «река-море» плавания.

Флот пароходства работает на перевозках грузов из бассейна реки Лены на реки Хатанга, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Колыма. Возможна перевозка нефтепродуктов до морпорта Мыс Шмидта.

Пароходством накоплен большой опыт управления транспортным процессом в Арктике. Применяется гибкая тактика маневрирования судами. За 10 лет существования в форме открытого акционерного общества с судами пароходства в Арктике не было допущено транспортных происшествий.

 


[1] Арктика: интересы России и международные условия их реализации / Барсегов Ю.Г., Корзун В.А., Могилевкин И.М. и др. - М.: Наука, 2002, с. 101.

[2] Так в Тикси в 2000 году проживало около 6 тыс. человек, в 2002 году - уже около 4 тыс. чел.

[3] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сб. - М.: Госкомстат России 2003.

[4] Геоэкология шельфа и берегов морей России / Под ред. проф. Н.А. Айбулатова. - М.: Ноосфера, 2001.

[5] По данным Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия)

п/п

Направление

грузопотоков

Годы

2002

2003

2004

Сухогрузы

включая

грузы

вКНТ

Нефтепродукты

и сырая нефть

наливом

Сухогрузы

включая

грузы

вКНТ

Нефтепродукты

и сырая нефть

наливом

Сухогрузы

включая

грузы

вКНТ

Нефтепродукты

и сырая нефть

наливом

1

Завоз грузов в пункты арктического побережья Северо-Восточного региона Росии

194,2

239,6

191,8

183,3

188,3

226,6

Всего:

433,8

375,1

414,9

В том числе:

- Анабар

-

26,8

-

29,7

1,3

32,2

- Оленек

-

5,0

-

2,6

-

4,3

- Яну

104,9

45,3

88,9

28,7

94,3

52,3

- Индигирку

8,3

48,8

8,4

36,4

7,6

44,6

- Колыму

14,8

51,0

16,1

33,8

9,5

36,4

в морские порты:

.

- Хатанга

29,6

19,6

1,5

10,0

15,4

8,5

- Тикси

ЗД

43,1

3,2

42,1

3,6

48,3

- Певек

33,5

-

73,6

-

57,9

-

2

Принято нефтепродуктов из морских танкеров с доставкой в устьевые порты арктического побережья

68,1

40,2

38,0

3

Отгружено морскими судами из морпорта Тикси с перевалкой из речного тоннажа

8,4

47,8

8,5

28,6

9,6

Всего:

56,2

37,1

9,6

4

Всего перевезено

558,1

452,4

463,0

 

| Общие сведения | События | Ссылки | Новости | WAP | PDA |
Официальный сайт Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Создан в рамках ФЦП "«Электронная Россия» 2002-2010 гг."
return_links(); ?> Проведение авторского надзора за строительством что такое авторский надзор за строительством.